Застройщик воронежской «Матрёшки» заплатил 1 млн рублей за разрушение культурного слоя
Центр современного искусства начали строить без проведения археологических исследований.
Застройщик центра современного искусства «Матрёшка» компенсировал ущерб, нанесенный культурному слою парка «Орлёнок» в процессе строительства объекта. Компания «ГитАн» выкопала котлован под строительство объекта в историческом центре города без археологических исследований. Площадь разрушений составила около 500 кв. м. Чтобы возместить вред, компания выплатила около 1 млн рублей. Об этом сообщили в управлении по охране культурного наследия Воронежской области в понедельник, 18 февраля.
В официальном ответе ведомства говорится, что подрядчик ООО «ГитАн», компания «СК Атомстрой», начал земляные и строительно-монтажные работы с нарушением федерального закона «Об объектах культурного наследия». Застройщик не провёл археологические исследования и не обеспечил сохранность культурного слоя, который является объектом культурного наследия. Кроме того, границы котлована вышли за пределы земельного участка, отведённого под строительство по проекту. Площадь разрушенного культурного слоя составила 484,7 кв. м. Несмотря на то, что проводившая проверку прокуратура Центрального района не приняла решения о привлечении виновных к ответственности, ООО «ГитАн» добровольно возместило ущерб, заплатив 963,9 тыс. рублей. Об этом сообщили в управлении по охране культурного наследия.
Первыми после начала строительства «Матрёшки» тревогу забили общественники. Они утверждали, что строители ограничились лишь экспертизой, которую провели в 2017 году. Она показала наличие в шурфе находок, предположительно датированных 19 веком. На месте парка «Орлёнок» раньше находился плац Михайловского кадетского корпуса, а в начале 20 века этот плац был любимым местом для катаний первых велосипедистов, например, промышленника Вильгельма Столля.
– На данный момент застройщик решил возместить ущерб на сумму, без малого составляющую один миллион рублей. Хотя изначально затраты на археологические исследования на этом участке уложились бы в 200-250 тыс. В чем была нужда самым наглым образом пытаться обходить законные положения, непонятно. Надеюсь, что теперь этот случай станет примером, как не следует экономить на историко-культурном наследии, – отметил ответственный секретарь регионального отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» Александр Никитин.
В компании «ГитАн» от комментариев отказались.
Справка
Строительство «Матрёшки» началось в сентябре 2018 года и по планам должно завершиться к сентябрю текущего года. Центр современного искусства будет представлять собой трёхэтажную «Матрёшку» из монолитного железобетона и примыкающего к ней здания с панорамным остеклением. По задумке ООО «ГитАн», «Матрёшка» станет универсальной образовательной площадкой. Получить новые знания и прийти на лекции экспертов смогут до 2 тыс. человек в год.
«Матрёшка» – второй проект Центра современного искусства в «Орлёнке». В 2016 году ООО «ГитАн» представило на рассмотрение городского градостроительного совета проект под название «Сабуров». Его автором стал Вадим Железнев. На пересечении улиц Студенческая и Феоктистова планировалось построить трехэтажное, напоминающее крепость здание динамичной архитектуры с подземным гаражом и экофасадом. Проект сочли мрачным и тяжеловесным, поэтому заказчик решил рассмотреть другие варианты.
В феврале 2017 года по заказу компании «ГитАн» воронежское отделение Союза архитекторов России организовало конкурс на лучший проект Центра современного искусства. Архитекторы из Воронежа, Москвы и городов Черноземья подали на него около 30 работ. Лучшим жюри признало проект воронежского архитектора Дениса Маркина. Однако заказчик отдал предпочтение «Матрёшке». Её авторами стали воронежские архитекторы Ольга Ковалева и Мария Маринина.