Географический вопрос. Почему тысячи воронежских селян лишились надбавки к пенсии
Кому приходится бороться за льготы?
Надбавку в 25% к пенсии не могут получить тысячи жителей региона из-за бюрократических коллизий. Дополнительные 1333 рубля в месяц с января этого года положены тем, кто живёт за городом и отработал в сельском хозяйстве не меньше 30 лет. Таких в области, по данным Пенсионного Фонда, 33 тыс. человек. Им деньги начисляют автоматически. Но есть и те, кому приходится доказывать своё право на льготу. Подробности – в сюжете «Вести Воронеж».
Екатерина Новакова вспоминает: дояркой на ферму пришла в 14 лет. Подъём до рассвета, работа почти без выходных: уборка коровника, ручная дойка. В колхозе «Великий Октябрь» женщина трудилась больше 40 лет.
Надбавку, которую, уверена Екатерина, она заслужила, получить не может. В Пенсионном Фонде объяснили: после переименования населённого пункта, колхоз оказался в городской черте и теперь относится к рабочему посёлку Хохольский. То есть теперь Екатерина – не жительница села, а значит, льгота ей не положена.
– К городу приравняли. Ну, хорошо, к городу-то приравняли. Но колхоз он как был, так и остался колхозом. Так мы и работали в колхозе, так же вставали, и ходили три раза в день на эту дойку, в четыре утра вставали, вечером до девяти работали, – говорит Екатерина Новакова.
Владимиру Трубникову в надбавке за стаж тоже отказано. Зоотехником, экспедитором, заместителем директора по производству в разных сельхозпредприятиях он отработал больше 30 лет. Говорит, многие фермы располагались в селах, и условия труда в них городскими не назовёшь.
– Хотя поля, фермы расположены не на территории посёлка, почему-то посчитали, что это не сельскохозяйственные предприятия! – отмечает Владимир Трубников.
–У нас не было городских ферм, не было городских предприятий, они были колхозами, они были «ООО» предприятиями разными сельскохозяйственными. Фермы находились в отдалении. Условия на фермах были ужасные, там в основном процветал ручной труд, – вспоминает руководитель общественной приемной Хохольского района Нина Турищева.
Для сотрудников Пенсионного Фонда это – не аргумент. Юридически доярки, зоотехники, агрономы, механизаторы стали работниками городских предприятий. В похожей ситуации оказались пенсионеры и пригородов Воронежа: Масловки, Подклетного, Никольского, Репного и так далее. Под действие закона не попадают и те, кто не может подтвердить свой стаж в сельском хозяйстве.
Запись в трудовой книжке вроде «рабочий колхоза или совхоза» не требует доказательств, что человек трудился в полях. Но это лишь до начала девяностых. После, когда предприятия перешли в частные руки, пенсионеру нужно подтвердить, что организация, в которой он работал, относилась к сельскому хозяйству.
Но даже при соблюдении всех условий: постоянное проживание в селе и стаж 30 и больше лет – не означает, что надбавка гарантирована. Значение имеет должность, которую занимал пенсионер. В перечень специальностей, которым положены дополнительные деньги, попали и рядовые работники, и руководители. Но есть исключения.
– Допустим, секретарь-машинистка. Она работала в посёлке, в сельском хозяйстве. Не отнесешь её. Потому что она не занята была фермерских хозяйством, в полевых работах. Очень сложно её отнести к этой категории. Поэтому этим людям отказываем, – поясняет заместитель управляющего отделением пенсионного фонда РФ по Воронежской области Татьяна Федосова.
В Пенсионный Фонд Воронежской области обратились около пяти тысяч человек, которые не получают надбавку, но считают, что она им положена. В ведомстве говорят, разбирают каждую историю, консультируются с федеральными коллегами.
Заявление и документы можно подать до конца этого года. Между тем те, кому уже отказали, ищут справедливости в общественных приёмных. И надеются на изменение федерального закона.