2 °C
70.6   $ 63.85
< >

Прибыль или безопасность. В Воронеже обсудили недостатки системы пассажирских перевозок 

Участниками круглого стола стали чиновники, перевозчики и госавтоинспекторы.

Как сделать пассажирские перевозки безопасными, обсудили в Воронеже во вторник, 12 марта. По словам сотрудников полиции, основная причина большого количества ДТП с участием маршруток – погоня за прибылью. В том числе, поэтому водители нарушают режим труда и отдыха, играют в «догонялки» за пассажиров, а в рейсы выходят поломанные машины. При этом, ужесточать наказание за нарушение ПДД – не решение проблемы, считают перевозчики.

Снизить количество ДТП при пассажирских перевозках, по мнению предпринимателей, можно, в том числе, увеличив количество заездных карманов. Сейчас из тысячи воронежских остановок такие есть лишь в половине. Что в целом поможет улучшить ситуацию с общественным транспортом Воронежа – об этом корреспондент «Вести Воронеж» Регина Хартюнова спросила руководителя ГИБДД региона Евгения Шаталова.

– Евгений Владимирович, как главный автоинспектор Воронежской области, как оцениваете безопасность пассажирских перевозок. Насколько безопасен общественный транспорт в Воронеже? Какова статистика нарушений при перевозке пассажиров? Среди кого нарушителей больше – среди муниципальных перевозчиков или междугородних?

– На сегодняшний день, на фоне снижения основных показателей аварийности, мы регистрируем рост количества ДТП с участием автобусов. В прошлом году по вине водителей автобусов произошло 95 ДТП, в результате 11 человек погибли и 159 получили ранения. Как правило, больше ДТП совершают в областном центре. Но те ДТП, которые совершают на федеральных дорогах, характеризуются более высокой тяжестью последствий. Как правило, люди погибают именно там. Причины ДТП – это нарушение скоростного режима, неправильный выбор дистанции, нарушение при маневрировании. При надзоре за дорожным движением в прошлом году пресечено более 6,5 тыс. административных правонарушений. Количество материалов выше по сравнению с предыдущим периодом на 10%, – пояснил руководитель ГИБДД по Воронежской области Евгений Шаталов.

– А какие меры, по Вашему мнению, способны сделать безопаснее пассажирские перевозки в регионе?

– На наш взгляд, одна из основных причин – это экономическая составляющая. То есть, приоритет получения прибыли транспортных предприятий и каждого водителя в отдельности над вопросами безопасности. Несмотря на надзорные меры, они вынуждены перевозить как можно больше пассажиров. Из-за этого начинаются гонки, нарушения при перестроении, посадка высадка пассажиров вне остановочных пунктов. Всё это создаёт условия для ДТП, – считает Евгений Шаталов.

– Вы уже говорили о том, что из-за несоблюдения водителями автобусов ПДД, часто страдают их пассажиры. Много ли было таких случаев в этом году?

– Конечно же, несоблюдение правил дорожного движения приводит к совершению дорожно-транспортных происшествий. Статистика это подтверждает. Здесь играют роль многие факторы – личная недисциплинированность, нарушение режима труда и отдыха. Один из примеров – 1 марта на левом берегу произошёл наезд автобуса ПАЗ на пешехода. Да, пешеход переходил дорогу в неположенном месте. Но в ходе проведённой проверки установлено, что нарушался режим труда и отдыха. Водитель почти 14 часов находился за рулём автобуса. И, возможно, если бы он отдыхал и прошла бы смена во время, то он успел бы сориентироваться и во время среагировать на выход пешехода на проезжую часть, – отметил Евгений Шаталов.

– Вообще жалуются ли жители региона на качество пассажирских перевозок и как часто?

– Жалоб достаточно много. Это ещё раз подтверждает нашу оценку и наш анализ состояния транспортной дисциплины. Регулярно мы видим сообщения, размещённые в СМИ, регулярно поступают сообщения в наш адрес. И я хочу подчеркнуть, что мы очень благодарны тем, кто присылает нам информацию о нарушениях. Мы тщательно реагируем на каждое такое обращение, потому что понимаем, что приоритет – именно в сфере пассажирских перевозок. Каждый водитель автобуса должен быть образцом соблюдения правил дорожного движения. А те видео, которые размещаются, нередко участниками дорожного движения в сети интернет, когда водитель грубо пересекает двойную сплошную, переезжает перекрёсток на красный сигнал светофора. Конечно, такие факты недопустимы. И по каждому факту водитель обязательно привлекается к ответственности, – сообщил главный автоинспектор Воронежской области.

– Некоторые регионы используют приложение «мобильный инспектор». Планируется ли в нашей области ввести такое. И если нет, то, как люди могут пожаловаться на недобросовестных перевозчиков?

– Самый удобный механизм – это наш сайт Госавтоинспекции. Там есть возможность написать обращение и прикрепить к нему необходимые фото и видео материалы. Что касается мобильного приложения «Мобильный инспектор» – он подразумевает возможность так называемого автоматического привлечения собственника транспортного средства без возбуждения дела об административном производстве. Сразу выносится постановление. Для этого необходимо определённое урегулирование законодательства. Сейчас оно в тестовом режиме опробуется в ряде регионов. Когда возможность использования этого приложения будет урегулирована, конечно, будем его использовать. Мы надеемся, что в текущем году это удастся реализовать, – пояснил Евгений Шаталов.

– Нам известна история о том, что в рамках одного из рейдов сотрудникам ГИБДД удалось обнаружить водителя автобуса, который вовсе не является гражданином страны. Как такое произошло? И говорит ли это о том, что перевозчики плохо проверяют тех, кого принимают на работу? Что вообще сейчас известно об этой истории?

– Да, действительно, 31 января на остановке «Березовая роща» сотрудники ГИБДД проверили документы у водителя одного из маршрутов. Документы, представленные водителем, вызвали сомнения в подлинности. Водитель был уроженцем республики Азербайджан, и в ходе проверки было установлено, что на территории страны он находился незаконно. В связи с этим был привлечён к установленной закону ответственности и принято судом решение о его выдворении, – рассказал Евгений Шаталов.

– С 1 марта вступило в силу лицензирование автобусных перевозок среди, в том числе, заказных автобусов. Насколько такое нововведение реально применимо на практике?

– На наш взгляд особых сложностей здесь не просматривается. Есть определённое время и возможность для перевозчиков, чтобы привезти в соответствии с законодательством свою деятельность. В законе очень чётко перечислен перечень тех, кто подлежит лицензированию, и те, кто исключены из этого правила. Как правило, это транспортные средства, принадлежащие госорганам и осуществляющие перевозку на закрытых территориях предприятий. Отсутствие лицензирования предусматривает серьезную ответственность. В том числе за повторное нарушение – конфискацию транспортного средства. Это, мы думаем, будет дополнительным стимулом для того, чтобы вывести из тени нелегальных перевозчиков и навести порядок в данной сфере, – сообщил Евгений Шаталов.

– Сейчас в Воронеже активно прорабатывают транспортную систему. Принимает ли роль в этом ГИБДД региона и считает ли необходимым действительно изменить ситуацию с пассажирским транспортом в городе?

– Конечно же, необходим пересмотр формирования системы пассажирских перевозок. Те проблемы, которые я уже озвучил, они все существуют из-за превалирования экономической составляющей над безопасностью перевозок и стимулирования зарплаты водителей исходя из количества пассажиров. В то же время, у муниципальных образований как заказчиков, ограничены возможности расторжения контрактов, наложения санкций в отношении перевозчиков, которые не выполняют требования при выполнении перевозок. Как раз при формировании новой системы есть понимание о необходимости заложить механизмы, которые помогу эффективно влиять на транспортные механизмы предприятия с целью обеспечения безопасности дорожного движения. Сегодня мы говорили о разной организации таких механизмов – безналичная оплата, возможность оплаты в бюджет с последующей оплатой перевозок со стороны муниципальных образований, другие механизмы. Единственное понимание сегодня, что систему необходимо менять. Потому что то, как функционирует она сегодня должным образом навести порядок очень сложно. Только штрафами, только надзорными мерами навести порядок будет очень сложно. Здесь необходим комплексный подход, – отметил руководитель ГИБДД по Воронежской области Евгений Шаталов.

Читайте также