< >

Право на жизнь без боли. Когда уровень паллиативной помощи в Воронеже достигнет мировых стандартов

На что по новому закону имеют право тяжелобольные пациенты – в репортаже «Вести Воронеж».

Наталья Зубкова Вести Воронеж 8281

Уровень паллиативной помощи должен приблизиться к мировым стандартам, согласно закону, который подписал президент. Документ расширяет понятие паллиативной помощи, которую должны предоставлять людям с неизлечимыми заболеваниями. В частности, теперь для таких пациентов предусмотрены не только медицинские вмешательства, но и психологическая поддержка, уход и прочее. Всё это – за счёт государства. Впрочем, в Воронежской области, как выяснилось, такая система уже работает.

Так выглядит образцовое паллиативное отделение. Скромный, но свежий ремонт, внимательные медсёстры, которые ходят по палатам практически круглыми сутками – их пациенты обеспечены кнопками вызова. Здесь они проводят от 10 дней до полугода, в зависимости от лечения. Сюда попадают только больные онкологией, либо те, кому необходимо подобрать обезболивающие, либо те, кто проходят химиотерапию – для коррекции состояния. Александр Сопов в паллиативном отделении для того, чтобы снять побочные эффекты процедуры. Без этого продолжать лечение нельзя.

– Боли утихли, появился аппетит, я чувствую, что мне легче, и температура уменьшается, у меня постоянно около месяца температура 38, позавчера уже 37,2, вчера уже 36,9. Я был у своего онколога, он посмотрел анализ, сказал, что вам обязательно необходима паллиативная помощь. Они мне дали направление, пошёл, поставил две печати, в тот момент же он позвонил в больницу сюда. Да, мы вас примем, – рассказал пациент Александр Сопов.

Паллиативная помощь – это всё, что не связано с лечением самого заболевания, но необходимо для улучшения качества жизни неизлечимо больного. В этом отделении, например, перенимали опыт московского хосписа.

– Мы сейчас планируем уже с весны начать. Чтобы больные у нас выходили на улицу, не только выходили, но и мы их будем выкатывать не только на колясках, но и на кроватях. Тяжёлые больные, лежачие. И обход будет проходить не только в палатах, но и на улице. Больной дышит, общается со своими родственниками, я считаю, это вообще прогрессивно, – отметил заведующий отделением ОПМП Александр Баранов.

По новому закону, в этот список будут входить не только лекарства, но и медицинские изделия, требующиеся для поддержания функций органов и систем организма человека. Например, парализованных пациентов, по идее, должны будут обеспечить необходимой техникой, а также расходниками вроде памперсов. Кроме того, паллиативная теперь включает в себя все виды помощи, не только медицинскую, то есть, например, и работу с психологом, и уход. Врачи рассказывают, в нашем регионе всё это уже есть.

Так называемая «духовная поддержка» в Воронежской области тоже практикуется, особенно в больницах онкологического профиля, и в паллиативном отделении в том числе.

В прошлом году, по данным облздрава, коек паллиативной помощи в регионе 665, 10 из них – детские в областной больнице №2. Специализированное, отдельно стоящее здание в регионе одно, остальные организованы на базе районных и городских больниц. В этом году в Воронеже откроется еще одно паллиативное отделение. Больные, которым госпитализация не требуется, соответствующую поддержку сейчас получают на дому, если свободно передвигаются сами, могут обратиться в кабинет паллиативной помощи, их в регионе 6, при крупных больницах. Если пациентов необходимо наблюдать только дома, есть 14 патронажных групп. В этом году, после принятия закона, их станет почти вдвое больше. Конечно, для тысяч больных этого мало. Но больше, чем в среднем по стране. Проще, уверяют медики, становится и с назначением обезболивающих лекарств – в последние пару лет законодательство для врачей, которые выдают рецепты, стало гораздо демократичнее.

– Обезболивающий препарат выписывается лечащим врачом. Лечащий врач – это тот, кто наблюдает и лечит пациента, в амбулаторных условиях, в стационаре. Причём, для купирования болевого синдрома не обязательно быть онкологическим больным. Достаточно, чтобы у пациента была боль. для купирования боли любого генеза мы обязаны и назначаем наркотические анальгетики в том числе. С наркотическими анальгетиками у нас сегодня нет проблем, и существует реестр, который мы ведём и обновляем, – сообщила главный внештатный специалист по паллиативной помощи департамента Здравоохранения Воронежской области Татьяна Золотых.

Главная проблема для медучреждений, которые специализируются на паллиативной помощи сейчас – дефицит кадров. Работать с неизлечимо больными пациентами сейчас имеют право только врачи, прошедшие специальное обучение. Не хватает и младшего персонала – медсестёр, санитарок, готовых работать с тяжёлыми пациентами. Пока рынок заполняют частники – в регионе работает 5 коммерческих пансионатов ухода и бесчисленное количество сиделок.

Читайте также