«Адреналинчик нормально поднимает». Как разминировали военный полигон под Воронежем
Найденные боеприпасы уничтожили на месте.
Урожай взрывоопасного металла, который даже собирать нельзя. Сапёры Западного военного округа сейчас завершают зачистку полигона Погоново. Ищут там неразорвавшиеся снаряды, оставшиеся после практических занятий зимнего периода. Остаются, как правило, недалеко от мишеней. И уничтожают их прямо на местах.
В краснокнижном ковыле гранаты и бомбы ищут мотострелки. Цепью растянувшись по полигону, помогают сапёрам. Вооружены лишь острым зрением. Все снаряды на поверхности. Если и зарываются, сама земля, говорят, опасный металл выталкивает быстро. Чем ближе мишени, тем больше шансов на него наткнуться.
Ставят минный флажок, если такого нет так называемую «вешку» – палку с красным лоскутом. Это ориентир для идущих следом сапёров. Всё вокруг они «прозванивают» и прощупывают, осторожно протыкая почву. Этот металл, выпущенный из ручного противотанкового гранатомета, оказался уже мирным.
Здесь от гранаты остался лишь хвостовик. И, к счастью, больше ничего земля не скрывает. Поэтому я так спокойно могу сидеть рядом, сапёры даже разрешили его трогать. Таких же, но опасных снарядов, после занятий гранатометчиков, говорят, тут находят вплоть до 20 штук. Правда, это после тысяч выстрелов.
Такие взрывные находки на Погоново самые частые. Попадаются ещё осколочно-фугасные артиллерийские и танковые снаряды. Недавно целой на полигон приземлилась 500-килограммовая авиабомба. Чтобы уничтожить её, сапёры протянут 1,5 км кабеля. Старший радиоминёр Александр Никитин говорит, ходить по такой «шпигованной» земле ему и за месяц до дембеля – страшно и увлекательно. Как впервые уничтожал такой смертоносный металл, помнит до сих пор.
– «Гриб» поднялся очень большой, какое-то волнение было. Волна звуковая пришла, и прям, дух захватывает. Адреналинчик нормально поднимает.
– Опыт пригодится, да?
– Да, конечно, мало ли что на «гражданке» встречается, буду знать в дальнейшем, – старший радиоминёр взвода управляемого минирования Александр Никитин.
То, что встречается здесь заведомо опасно. Эти бомбы и гранаты не собирают даже сапёры.
– Трогать их нежелательно, потому что они все, если прошли канал ствола, это опасно. Их переносить не рекомендуется, уничтожаются всегда на месте. На занятиях они же тоже стреляют, они видят, когда выстрел у них вылетел, разорвался, когда не разорвался. Потом начальник полигона пишет заявку на командира части, выделяем группы разминирования, – пояснил командир инженерно-сапёрной роты Западного военного округа Николай Командин.
Урожай утра – такие «зелёные морковки». Те же самые от РПГ. Каждая взрывается, как 800 граммов тротила. Разлёт осколков метров 300. Сапёры отходят на безопасное расстояние, прячутся в окопе. Всего пара гранат создает здесь весьма долгий огненный дождь.
Траву тушат. И это практически громкий финал зачистки – стараниями саперов ЗВО полигон готов к летним стрельбам. Тому, что взрывать не потребовалось, тут нашлось вполне житейское применение. Танкисты или артиллерия, сами того не зная, снабдили местных лягушек вот таким бассейном.