Символ Воронежа. Как «Гото Предестинация» вернула городу славу колыбели русского флота
Копию линейного корабля спустили на воду 5 лет назад.
Копия первого российского линейного корабля в этом году отмечает маленький юбилей. Современную «Гото Предестинацию» спустили на воду Воронежского водохранилища 5 лет назад. Воссоздали корабль за три года – это почти в два раза дольше, чем заняло строительство такого же судна во времена Петра Великого. Сам же оригинал в следующем году тоже празднует юбилей – 320 лет со дня ввода в эксплуатацию.
Современная «Гото Предестинация» внешне – точная копия оригинала, но младше своего предшественника более чем на 3 сотни лет. Первый российский линейный корабль спустили на реку Воронеж в 1700 году. Интерьер, правда, тут наверняка отличается – о нём сохранилось мало описаний. Одно известно точно – судно было заполнено как муравейник. Во время военных действий здесь служили более 250 человек.
«Гото Предестинация» – корабль действующий. И даже пушки здесь настоящие. Каждая калибром 3 фунта. Правда, залп из них слышен был только один раз. На открытии судна.
Действующих пушек здесь сейчас 8. Остальные – бутафория. У оригинала было 56 боевых орудий. Ходит современный корабль в отличие от предшественника не под парусами – внутри стоит дизельный двигатель. И хотя до таких инженерных новшеств три века назад было ещё далеко, удивляли другим.
– Киль «Гото Предестинации» состоял из двух брусьев подвижных, скреплённых между собой ершами. Какое преимущество давало это устройство. Если корабль садился на мель, нижний киль скользил и отстегивался. То есть, корабль мог идти дальше, не получив пробоины. Подобное новшество в иностранных флотах появится уже спустя 140 лет. В Англии это появится уже на закате парусного флота. А у нас начало 18 века, изобретатель царь Пётр Первый, – рассказала заведующая отделом истории создания ВМФ Воронежского областного краеведческого музея Елена Селезнёва.
Первый памятный знак «Гото Предестинации» в Воронеже появился в 1996 году. Стальную доску на Успенском адмиралтейском храме установили по инициативе краеведов. Цена вопроса, рассказывают, была небольшая – сотрудники одного из заводов изготовили её за бутылку горячительного напитка.
– 19 ноября Петр Первый прибыл в Воронеж. И так заложили на государственном адмиралтействе, которое находилось рядом с церковью этот корабль. И так он назвал его – «Божье предвидение». А второе название по латыни «Гото Предестинация».
Здание Успенского адмиралтейского храма – единственное в Воронеже, сохранившееся со времён Петра Первого. Рядом с ним и зарождался военно-морской флот страны. По данным краеведов, с 1695 по 1712 годы на территории Воронежского адмиралтейства было создано более тысячи кораблей. Не считая различных вспомогательных судов. Для тех времён цифра фантастическая. Между тем, Родиной ВМФ Воронеж долго не признавали. Одно из доказательств – морской устав петровских времён. В документе тогда сообщили – в Воронеж созывают европейских специалистов.
«Усмотрено место к корабельному строению угодное на реке Воронеж, под городом того же имени. Призваны из Голландии мастера и в 1696 году началось новое в России дело, строение великим иждивением кораблей, галер и прочих судов».
– Здесь был создан сильнейший флот Европы. Отсюда все традиции морские появились. Это отдельный город на воде. И по моим подсчётам, если до начала кораблестроения Воронеж насчитывал где-то 10-12 тыс. человек, то с началом строительных работ в самом Воронеже и окрестностях проживало около 200 тыс. человек. Сравнить с Москвой – там на тот момент насчитывалось где-то около 25-27 тыс. человек, – отметил краевед Валерий Расторгуев.
Между тем, помимо «Гото Предестинации» в Воронеже могут появиться и другие «морские» памятники. Краеведы планируют создать целую Аллею морской славы – с монументами и памятными досками воронежцам, которые в разное время внесли вклад в развитие военного флота. Сейчас ищут место. Впрочем, надеются, что они всё же появятся где-то неподалеку от Адмиралтейской площади.