Велосипед с треугольными колёсами. Какие контракты предложили перевозчикам Воронежа
Эксперт оценил условия, на которых транспорт будет перевозить пассажиров в следующем году.
Городской пассажирский транспорт должен измениться в 2020 году. Власти обещают обновление подвижного состава, новую маршрутную сеть, пересадочные узлы и реформу диспетчерской службы. И решают, на сколько дороже станет для горожан этот обновлённый общественный транспорт. Без повышения стоимости проезда, по словам перевозчиков, покупать автобусы им будет не на что. В следующем году истекут сроки пятилетних транспортных контрактов, и перевозчики будут заключать с властями договоры на новых условиях. Принципиально новых, подчеркнул вице-мэр Сергей Петрин. Контракты руководителям транспортных предприятий уже передали – для ознакомления.
В распоряжение редакции «Вести Воронеж» попал такой документ - его передали представители одного из перевозчиков. В мэрии подлинность контракта пока не подтвердили. В нём указано, что заключить его планируется всего на год. Предыдущие договоры мэрия заключала с перевозчиками на пять лет. Это должно было обеспечить стабильность транспортным предприятиям и позволить им реализовать долгосрочную программу обновления подвижного состава. Что в контрактах будет нового, а что бесполезного – «Вести Воронеж» разбирались с экспертом, сопредседателем регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрием Новиковым.
Что потребуют от водителей
В новых договорах много внимания уделяется поведению и внешнему виду водителей. Одеть их в форму городские власти собирались давно. Водителей муниципального «Воронежпассажиртранса» переодели в форменные рубашки ещё весной 2016 года, вслед за этим стандартизировать планировали и внешний вид водителей в частных компаниях. Но горожане этого так и не заметили – штрафы за несоблюдение правил не ввели, а сами правила так и не сделали обязательными для исполнения. Теперь перевозчики должны будут укомплектовать штат летней, зимней и демисезонной формой и следить за внешним видом водителей. Санкции, однако, тоже в контракте не предусмотрены.
При этом новые контракты требуют, чтобы водители и кондукторы не только хорошо выглядели, но и были вежливыми и доброжелательными. Разговаривать по телефону без гарнитуры и курить – запрещено. А вот проводить платёж через кассу и выдавать билет при оплате наличными и картами они будут просто обязаны. Юрий Новиков с этим согласен.
– Водителя надо «отлучить от денег» и вернуть на зарплату. Мы удивимся от того, как за считанные дни преобразится «пилотаж» этих людей. Современные кассы не требуют трепетного к себе отношения, чтобы пробить чек, достаточно одной кнопки. И, наконец, это требование федерального закона, вступившего в законную силу, – отметил он.
Кроме того, водители и кондукторы должны будут помогать садиться в автобус и покидать его инвалидам и другим маломобильным горожанам.
Какие требования предъявляют к автобусам
Контракты требуют, чтобы весь общественный транспорт был оборудован необходимой техникой для удобства инвалидов и маломобильных горожан – речевыми информаторами и пандусами, рассчитанными на нагрузку в 230-250 кг. Если заводская комплектация такого не предусматривает, автотранспортное предприятие должно будет оборудовать автобусы складными пандус-платформами.
Чтобы пассажирам было комфортно, «температура, состав воздуха и уровень шума в салоне автотранспортного средства» должны будут соответствовать установленным нормам. Сделать это будет очень просто, уверен Юрий Новиков.
– Берём все «ПАЗики» – и отправляем в порезку вместе с «ГАЗелями» и «ЛиАЗами», выпущенными в прошлом десятилетии. Покупаем современные нормальные автобусы – PROFIT! – говорит он.
Автобусы, в соответствии с условиями контракта, должны быть чистыми, без коррозии и видимых повреждений. Есть в документе и критерий чистоты – «кузов транспортного средства признается грязным, если с расстояния 20 метров не обеспечивается прочтение в светлое время суток надписей, нанесенных на поверхности кузова».
На обивке сидений не должно быть «хорошо заметных» грязных пятен и подтёков, порезов и других повреждений. Стёкла и пол автобуса тоже должны быть чистыми. Повреждения не должны занимать больше 10% площади.
– Требования к стандарту качества просто удручают. Куча всякой ерунды, но нет ни малейшего требования к транспортным средствам, используемым для перевозки. А именно здесь и надо запрещать использовать автобусы не соответствующие стандартам по возрасту, экологическому классу и конструктивным особенностям. А не расписывать про 10% потертостей линолеума и сидений и 10 см трещин на стекле. Если дырка в полу будет всего 8% поверхности – значит, автобус пригоден? Никаких трещин на стёклах быть не должно вообще, – считает Юрий Новиков.
Чего хотят от перевозчиков
Согласно контракту, все собранные с пассажиров деньги перевозчики должны будут перечислять муниципалитету и получать обратно их часть как плату за выполненную работу.
Юрий Новиков назвал эту схему глубочайшим пороком контракта.
– Предполагается, что перевозчику будут платить за оказанные услуги по перевозке пассажиров. При этом учёт пассажиров остается за перевозчиком, а также перевозчик собирает деньги с пассажиров, чтобы перечислить их... в бюджет, откуда ему и будут платить. Эта схема противоречит и гражданскому, и бюджетному законодательству России, так как будет порождать и нецелевые расходы, и неосновательное обогащение, причём одновременно. Есть понятие Брутто-контракта, есть понятие компенсации выпадающих доходов. По одной из этих схем и следует работать, а не изобретать велосипед с треугольными колёсами, – уверен он.
Не исключают новые контракты и субподряда, а значит, и работы на рынке так называемых «продавцов воздуха», не имеющих ни собственного автопарка, ни собственного штата. Весьма вероятно, что качество перевозок в этом случае будет сильно хромать.
Но в случае, если подрядчик выполнит работу некачественно, он будет обязан её переделать. Как – в контракте не прописано.
– Как подрядчик должен переделать некачественную работу? Поймать разбежавшихся пассажиров и перевезти их ещё раз – достойно и с уважением? – удивился и Юрий Новиков.
Как и раньше, перевозчикам нельзя будет выпускать на маршрут автобусы с техническими неисправностями. Но теперь запрет будет распространяться и на автобусы, у которых не работают банковские терминалы. В случае, если касса выйдет из строя, водитель должен отправиться на конечную или к пункту техобслуживания. По пути он может только высаживать пассажиров, брать в салон новых – запрещено. Это касается и тех, кто собирался заплатить картой, и тех, кто готовил наличные.
– Детальная регламентация вопросов, связанных с функционированием контрольно-кассовой техникой, порадовала. Аналогично необходимо расписать алгоритм снятия с линии машин с неработающим ГЛОНАСС-передатчиком, – считает Юрий Новиков.
Нельзя будет выпускать на улицу и автобусы со сломавшимся приспособлениями для посадки и высадки инвалидов и других маломобильных пассажиров.
Запрещено будет и «превышать нормы вместимости пассажиров, предусмотренные технической характеристикой автотранспортного средства». Горожанам, знакомым с «загрузкой» маршруток в час пик, это должно быть особенно интересно. Как им добраться вечером домой, если их не пустили в автобус, и что заставит водителя отказаться от их денег – неизвестно. Впрочем, Юрий Новиков считает, что ничего невозможного тут нет.
– Нормы вместимости – это не чтобы все сидели. В той же «ГАЗели NEXT» допускается один или два стоящих пассажира в зависимости от типа салона, в некоторых моделях аналогов – до четырёх. Ничего страшного, если к этим возьмут одного-двух дополнительно. Но не 40 человек, как это обычно бывает, например, в 49Б в час пик. Сколько автобусов нужно на Воронеж? 600 будет достаточно. Но – нормальной вместимости, – уверен он.