По следам забастовки. Как в Воронеже подавили бунт маршрутчиков

Мэрия разорвала контракты с недовольными частниками.

На 6-ой и 15-ый маршрут в Воронеже сегодня вышли новые автобусы. Чтобы компенсировать потери – накануне с 17 водителями с личным транспортом мэрия разорвала договоры за нарушение контракта. Напомним, они объявили забастовку и не вышли на линии из-за того, что перевозчик – муниципальный «Воронежпассажиртранс» – не возвращал им заработанное по безналичному расчёту, и тем не на что было обслуживать автобусы. Как город пережил первый день без старых ПАЗиков, почему они ушли, и кто теперь их заменит - разбиралась Анна Авдеева.

Это утро в микрорайоне Тепличный началось с вот такого приятного сюрприза. Автобусы большой вместимости здесь редкость. Накануне популярного ПАЗика-«шестёрки» пассажиры не дождались вовсе, а сегодня к их услугам – целый ЛиАЗ. 

– Вчера не сел. В принципе, не было. Говорят, одна проходила. А так конечно, народу вчера было больше. Да, здесь нужны большие автобусы. Пассажиропоток большой, –  уверен житель Воронежа Михаил Пономарев.

Кстати, этот микрорайон от забастовки водителей пострадал, пожалуй, сильнее остальных. Хоть в мэрии и среагировали быстро, усилив маршрут 6М, сюда эти автобусы все равно не доезжали. Так же, как и в микрорайон «Озерки». Бастующий 15-ый пытались усилить «газелькой» 15А, у них маршруты совпадают, но вместимость их разная.

Время – 8:30 утра, час-пик. И судя по приложению, отслеживающему воронежский транспорт, на линии сейчас 11 «шестерок» из необходимых 18 и все семь 15-ых.

Водители, с которыми «Воронежпассажиртранс» расторг договор, ушли, естественно, забрав с собой свои же автобусы. В мэрии открыли закрома - а там оказались вполне приличные ЛиАЗы. Впрочем, если с транспортом все более-менее ясно, кого сажать за руль – пока вопрос даже для сотрудников ПТП.

Но это все – последствия бунта водителей. Разберёмся в причинах. По официальной версии, он произошел из-за роста безналичных платежей. С одной стороны, это плюс –  доходы перевозчиков становятся прозрачнее. С другой – водителям стало не хватать денег на обслуживание и заправку автобусов, ведь делали они это на наличные. 

Например, раньше в день водитель перевозил пассажиров на общую сумму - 10 тыс. рублей, из которых по безналу – 1 тысяча. До повышения цен на проезд, план у ПАЗика был, в среднем, 3,5 тыс. рублей. Заправить автобус - примерно столько же. Итого в зарплату – 2 тыс. Но еще машину надо мыть и ремонтировать. А теперь - ситуация после изменения тарифа. Доход в день – около 13 тыс. рублей. Из них безнал - уже около 4 тыс., говорят водители. И будет еще больше. Но вырос и план  – примерно до 4,5 тыс. При прочих равных расходах, водитель, очевидно, уходит в минус.     

Частные перевозчики смогли решить эту проблему – оформляли топливные карты и сертификаты на ремонт. Проблемы возникли именно у городского предприятия. В мэрии утверждают, что водители не хотят устраиваться к ним официально или оформлять ИП, поэтому и возвращать им деньги, как физлицам – по сути, незаконно. И тут возникает еще один вопрос - почему вообще муниципальное предприятие привлекло водителей, работающих по «серым схемам», то есть в обход налогов, зная об этом. Чиновники говорят: нам пришлось.

Функция муниципального предприятия – это обслуживание населения, в том числе, на социальных маршрутах. Это те маршруты, на которые не пойдет частник, потому что он там ничего не заработает. Для обслуживания маршрутов, на которых предполагается средний класс, в период работы приобретение именно автобусов класса ПАЗ считалось нецелесообразным, но так как данные маршруты были в лоте – естественно, логичное было решение - это было привлечение частного транспорта для обслуживания, – считает заместитель руководителя управления транспорта Воронежа Максим Захаров.

Искать замену ушедшим частникам с 6-го и 15го маршрута «Воронежпассажиртранс» будет, но не спеша – в мэрии готовы дождаться окончания контрактов, а новые будут заключать уже в следующем году. Поэтому пока пассажиров будут возить резервные автобусы. 

Читайте также