В Воронеже показали три века развития портретной живописи
В музее имени Крамского открылась выставка «Портрет в перспективе».
Портреты трёх веков – от конца 18 до середины 20 веков. Что их объединяет и в чём существенные отличия? Поискать ответы на эти вопросы можно в областном художественном музее. Там открылась выставка «Портрет в перспективе». С подробностями корреспондент «Вести Воронеж» Ольга Зубкова.
Верёвочные ограждения, стремянки, деревянные ящики из-под картин, разбросанные упаковочные материалы. Завершающие штрихи оформления выставочного зала и дизайнерские решения, меняющиеся в процессе монтажа. И за всей этой организационной суетой со стен внимательно и немного насмешливо наблюдают глаза с портретов, написанных несколько веков назад. Именно из-за них и происходят все действия и переживания. Ведь очень хочется показать зрителю картины во всей их красе и величии.
– Для выставки специально обустроили выставочный зал и сделали его камерным, чтобы посетитель, который придёт на выставку, чтобы его внимание не рассеивалось в огромном зале. Чтобы он смог погрузиться в атмосферу эпох, которые мы пытались представить. Основная наша задача была открыть этот огромный пласт в истории русского изобразительного искусства как портретный жанр, – говорит директор Воронежского областного художественного музея имени Крамского Ольга Рябчикова.
Проект «Портрет в перспективе» был совместно разработан двумя музеями – московским Тропинина и московских художников его времени, а также воронежским музеем имени Крамского. Над концепцией работали долго. Решили показать портреты трёх веков – от конца 18 до середины 20. Когда готовили выставку, задали себе простой вопрос: что для современных людей портрет? Ответ казался очевидным – изображение человека. Но когда изучили глубже, внимательно сравнили изображения, поняли, что однозначного ответ на этот вопрос нет. В каждую эпоху перед этим важным и сложным жанром стояли свои задачи.
– Менялся облик эпохи, менялся человек, которого изображали на портрете. И чем дальше развивалась история искусств, чем дальше развивалось русское искусство, тем богаче, необычнее становился этот портрет. Мы пытались показать все грани развития портретного жанра в русском искусстве, – рассказывает куратор выставки Ксения Рашковская.
В экспозиции выставки представлено около сорока картин из музея Тропинина и 11 из нашего. Это портреты конца 18 века и весь век 19 – русский романтизм. Сам Тропинин, Аргунов, Рокотов, Боровиковский и ещё ряд художников, которые отсылают нас к психологизму в живописи. Большая часть портретов – жанровые. В экспозиции – разные сословия от аристократов, дворян попроще, до купцов и даже крестьян. Шлифовка мельчайших деталей, характерная для искусства того времени. И 20 век, когда детали уже не важны для характеристики героя, а главное – его душевное состояние.
– Здесь не панорама от Тропинина к 20 веку, а через Тропинина с конца 18 века к периоду 40-х годов века 20. И происходит всё в интересной временной точке, мы открываем выставку в 20 году 21 века, а расцвет творчества Василия Тропинина был в 20-е годы 19 века. Позапрошлый век, машина времени, – прокомментировал директор московского музея Тропинина Ольга Журавлева.
Авторы проекта решили показать зрителю, как развивался портрет с 18 по первую половину 20 века, но поставили многоточие. Каждый посетитель может определить, какова перспектива портрета уже в 21 веке.