< >

В Воронеже впервые за 50 лет открылась выставка художника Александра Бучкури

Он был любимым учеником Ильи Репина.

Фото: Вести Воронеж

Он создал целую галерею портретов, но работ его осталось мало – они пропали во время фашистской оккупации. Учился у Ильи Репина, сам воспитал много учеников. Воронежский музей имени Крамского к 150-летию со дня рождения Александра Бучкури открыл большую выставку «Ученик и учитель».

Немногим более сорока картин, больших и совсем маленьких. Это и тематические полотна, и маленькие этюды – все работы художника, что хранятся в фондах Воронежского музея имени Крамского. Выставка подобного масштаба проводилась полвека назад в 1970-м, к столетию со дня рождения Александра Бучкури.

– Мы показываем все работы Бучкури, которые хранятся в нашем музее. Среди них есть впервые экспонируемые – графика, офорты небольшие. И здесь можно проследить эволюцию творчества – основные мотивы, темы, образы, вокруг которых строится творчество Бучкури, – учёный секретарь Воронежского художественного музея имени Крамского.

Он был одним из любимых учеников Ильи Репина, у которого учился в Академии Художеств. Перед ним открывалось блестящее будущее в столице, но Александр Бучкури оставил Петербург и вернулся в Воронеж, где создал множество картин. Целая серия женских портретов, причем не аристократок, а крестьянок в народных костюмах вышла из- под его кисти.

– Необыкновенная любовь к своему родному краю. Его отличительной особенностью является то, что его можно назвать гением места. То есть человек, художник, который в полной мере воспринял особенности своего родного места, малой родины, – рассказывает кандидат искусствоведения, доцент Марина Кривцова.

Серия портретов крестьянок давала молодому художнику дополнительный заработок. С его этюдов издательство «Ришар» делало почтовые открытки, которые разлетались по всей России. Работал всегда тщательно, чему научился в репинской мастерской. Бучкури писал в особой манере. Его картины как бы чуть- чуть не закончены, но это создает особый шарм.

Он был одним из первых учеников, и одновременно, одним из создателей воронежской бесплатной рисовальной школы. Он получил здесь начальное образование и с первых дней стал пробовать себя в педагогической деятельности. Несмотря на молодость, это был уже сформировавшийся художник, влюбленный в изобразительное искусство.

Впоследствии Бучкури преподавал в Воронежских свободных художественных мастерских, а затем в художественно-промышленном техникуме. Выставка подробно рассказывает о педагогической деятельности мастера и о его учениках, ставших знаменитыми.

– Он создал реалистическую мастерскую и это важно, потому что в 20-е годы начинает складывается формалистское искусство, довлеет авангард в изобразительном искусстве. Поэтому сложение реалистической мастерской – это достаточно сложный шаг, на это было сложно решиться – выйти в противовес новым течениям. К Бучкури записывались студенты разных возрастов, которые хотели отображать действительность такой, какова она есть, – говорит заведующая отделом Воронежского художественного музея имени Крамского Галина Никулина.

Мирная жизнь, наполненная творчеством, резко оборвалась с началом войны. Дальше была оккупация Воронежа. Во время бомбёжки в сорок втором в дом уже немолодого художника попала бомба. Погибли все его работы. Ученики тщетно рылись в огромной воронке, разыскивая хоть какие-нибудь остатки. Но даже обрывков холстов найти не удалось. Улицу, где жил когда-то Александр Бучкури, через двадцать лет после трагедии назовут его именем.

Александр Бучкури погиб во время оккупации Воронежа фашистами. Достоверных сведений о том, как это произошло, нет. По одной из версий, он был расстрелян в Песчаном Логу среди сотен других воронежцев. По другой же версии его встретили далеко отсюда, за 200 километров, под Россошью. Пожилой художник с трудом толкал перед собой коляску с больной женой. Дальше следы его теряются.

Читайте также