< >

Мать пожаловалась в Страсбург на лишивший её детей воронежский суд

Когда у женщины забрали детей, она оказалась в колонии.

Оксана Грибкова Вести Воронеж 7139
Мать пожаловалась в Страсбург на лишивший её детей воронежский суд

Фото: Pixabay

Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу 38-летней жительницы Воронежа Светланы М. на лишение её родительских прав. Женщина выступила против России, так как считает незаконным и необоснованным то, у неё в июне 2019 года отобрали двух дочерей. Девочкам тогда было 5 года и 9 лет. В судах страны обжаловать это решение не удалось. Поэтому Светлана дошла до Страсбурга. О коммуникации жалобы корреспонденту «Вести Воронеж» рассказал правозащитник Илья Сиволдаев, представляющий интересы Светланы М.

Женщина с матерью и двумя дочерями жила в Советском районе. К моменту лишения родительских прав у неё была судимость за хранение наркотиков с отсрочкой наказания до того, как младшей дочери исполнится 14 лет.  Семья была на учёте как неблагополучная, её регулярно проверяли специалисты из органов опеки. Во время внезапных визитов в 2018 году два раза они обращали внимание на мусор, неприятный запах в квартире, недостаток еды для детей в холодильнике.

Когда встал вопрос о лишении Светланы родительских прав, она навела дома порядок, сделала ремонт, купила дочкам мебель, новый холодильник и стиральную машинку. При проверке сотрудники опеки назвали условия жизни для девочек удовлетворительными, до этого же описывали их как непригодные.

Светлана М. представила в суд положительную характеристику с бывшей работы. Подтвердила то, что посещает врача-нарколога. В школе и детсаду, где учились дети, о ней как о матери тоже высказались хорошо. Несмотря на позитивные изменения в поведении Светланы, суд решил применить к ней крайнюю меру. Женщину лишили родительских прав, постановив отдать девочек отделу опеки и попечительства для их дальнейшего устройства.

После вступления этого решения в силу Светлану отправили в колонию отбывать срок в четыре года. Детей взяла под опеку бабушка старшей девочки по отцовской линии.

Мать пыталась обжаловать лишение родительских прав во всех инстанциях российских судов. Но те поддержали Советский райсуд. Так, в апелляции судьи облсуда указали, что Светлана долгое время «злоупотребляла родительскими правами, многократно предупреждалась о необходимости изменить свое отношение к вопросу, связанному с воспитанием детей, страдает наркоманией». Её поведение не «отвечает интересам детей, ставит под их угрозу физическое и психическое здоровье, нравственное развитие в связи с отсутствием положительного примера в жизни».

После обжалований в российских судах Светлана М. дошла до Европейского суда по правам человека. Её представитель Илья Сиволдаев считает, что Светлана заслуживала получить ещё один шанс.

– Вместо помощи семье её разрушили. Судебное разбирательство проходило в одни ворота. В областном суде провели заседание без представителя, несмотря на просьбы его отложить. Там же отказали в допросе свидетелей – соседей и классной руководительницы старшей дочери. Они хотели свидетельствовать в пользу Светланы, – говорит Илья Сиволдаев. – К слову, в июне 2019 года мы обратились за восстановлением её родительских правах. Но Советский райсуд в решении написал, что восстановление преждевременно. Опека заявляла, что обращение за восстановлением не в интересах детей, а чтобы мать не отправили отбывать наказание. В процессе рассмотрения дела о восстановлении в родительских правах всё-таки были допрошены свидетели – соседи и классный руководитель старшей дочери. Они говорили, что мать исполняет свои обязанности и лишать её родительских прав не надо.

При коммуникации жалобы Светланы М. представители ЕСПЧ направили в адрес российских властей вопросы о возможных нарушениях в процедуре лишения её родительских прав. По словам Ильи Сиволдаева, это первое воронежское дело о лишении родительских прав, которое дошло до ЕСПЧ.

Европейский суд по правам человека 19 января присудил семье парня, совершившего двойное убийство, крупные компенсации за пытки в воронежской полиции. Вместе с мужчиной в ЕСПЧ обращались отец, брат и 13-летняя сестра, которых также пытали, установил суд.

Читайте также