< >

Воронежский сенатор предложил законодательно решать проблемы капитального ремонта

Разработанный документ направят в Министерство строительства.

Вести Воронеж 1150
Воронежский сенатор предложил законодательно решать проблемы капитального ремонта

Фото: Архив

В Совете Федерации в четверг, 4 марта, обсудили вопросы совершенствования законодательства в сфере организации и проведения капремонта общего имущества в многоквартирных домах. В заседании профильной рабочей группы принял участие сенатор от Воронежской области Сергей Лукин. Он вместе с другими рассмотрел актуальные вопросы, требующие незамедлительного принятия мер, и предложения по их решению.

– В настоящее время мы сталкиваемся с целым комплексом серьёзных проблем как системного, так и точечного характера, возникающих при организации и проведении капитального ремонта. Многие из них требуют законодательных решений, разработкой которых и занимается рабочая группа, созданная при комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. Её деятельность осуществляется в активном взаимодействии с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также Фондом содействия реформированию ЖКХ, – отметил Сергей Лукин.

В своём выступлении воронежский сенатор обозначил несколько острых проблем, характерных как для Воронежской области, так и для многих субъектов РФ. Предварительно парламентарием были проведены консультации с руководством Фонда капитального ремонта, а также Госжилинспекции региона.

По мнению Лукина, важным вопросом, требующим законодательного регулирования, является необходимость изменения способа формирования Фонда капремонта.  

– Жилищное законодательство предусматривает два возможных варианта. Первый – перечисление собственниками помещений взносов на капитальный ремонт на счёт регионального оператора. В этом случае речь идёт о централизованной системе капремонта, так называемом «общем котле». Второй – накопление взносов на капитальный ремонт на специальном счёте одного многоквартирного дома. Владельцы квартир могут выбрать любой из них. Но, как показывает практика, при реализации этого права возникает ряд проблем, – сказал сенатор.

В частности, пробелы в действующем законодательстве приводят к тому, что владельцы специальных счетов, нарушившие предусмотренную законом процедуру уведомления органов государственного жилищного надзора, выставляют вторые квитанции собственникам на уплату взносов на капитальный ремонт. Это ведёт к образованию задолженности у собственников перед региональным оператором, создаёт дополнительные трудности малообеспеченным гражданам в получении субсидий и социальную напряжённость. Такая ситуация нередко возникает при прекращении формирования Фонда капремонта на счете регионального оператора и переходе собственниками помещений к использованию спецсчёта.

Сергей Лукин внёс предложения по корректировке соответствующих статей Жилищного кодекса, которые позволят устранить указанное противоречие.

Также сенатор представил на рассмотрение рабочей группы распространённую проблему, связанную с ситуацией, когда при отсутствии денег на специальном счёте собственники принимают решение о переходе на счёт регионального оператора и претендуют на своевременное проведение капремонта.

– Истратив деньги из средств спецсчёта на текущие нужды, не относящиеся к капитальному ремонту, зачастую в преддверии необходимых дорогостоящих работ, например, замены лифтов или конструктивных элементов, они переходят к региональному оператору – фактически на займовый способ финансирования, – сказал Сергей Лукин.

Дело в том, что в рамках действующих норм Жилищного кодекса у регионального оператора и органов надзора отсутствует возможность контроля за финансовой и технической составляющей капитального ремонта в многоквартирных домах, собственники которых формируют фонд капремонта на спецсчете. Также не разграничены должным образом понятия капитального и текущего ремонта. Поэтому стоит разработать такие положения закона, которые позволят установить баланс интересов новых участников «котловой» системы и тех, кто терпеливо формирует фонд капремонта.

Наиболее болезненной проблемой реализации программ капремонта в России сенатор Сергей Лукин назвал критическое состояние лифтового хозяйства. Он сообщил, что до 15 февраля 2025 года требуется заменить все лифты, которые эксплуатируются больше 25 лет.

– Мы сталкиваемся с чрезвычайно сложной и тревожной ситуацией. За период 2014-2020 годов в Воронежской области в рамках капремонта было установлено 516 новых лифтов. До февраля 2025 года подлежат замене ещё более 3 тысяч. При средней стоимости замены лифта грузоподъемностью 400 кг на девять остановок в 2,3 млн рублей. Стоимость первоочередной замены лифтов на счете регионального оператора составляет порядка 5,5 млрд рублей. Такие затраты являются непосильными, – выразил обеспокоенность сенатор.

Бюджетом Воронежской области на период 2021-2023 годы на замену лифтов выделено ежегодно по 450 млн рублей. Сергей Лукин уверен, что без масштабной финансовой поддержки федерального бюджета не обойтись. Иначе к 2025 году ситуация может оказаться тупиковой в большинстве регионов.

Итоговый документ, включающий все представленные предложения, будет направлен в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Справка

Новую систему капитального ремонта домов запустили в России в 2014 года. Основным источником её финансирования являются взносы собственников жилья. Это один из самых масштабных проектов модернизации жилищного фонда, который когда-либо проводился в стране. В региональные программы капремонта на данный момент включены 724,2 тыс. многоквартирных домов.

Ольга Вороновская

Читайте также