< >

Воронежский сенатор: «Система образования нуждается в системной модернизации»

Сергей Лукин уверен, что её преобразование поможет в подготовке специалистов.

Вести Воронеж 992
Воронежский сенатор: «Система образования нуждается в системной модернизации»

Фото: Архив

Сенатор от Воронежской области Сергей Лукин принял участие в «Открытом диалоге» с вице-премьером Татьяной Голиковой, состоявшемся в Совете Федерации во вторник, 16 марта. Темой обсуждения стала разработка правительством РФ стратегии развития системы образования в стране.

– В указе президента «О национальных целях развития России до 2030 года» определены основные направления. В соответствии с ними главным приоритетом развития нашего государства является сохранение и раскрытие потенциала населения. Важную роль в достижении запланированного результата играет сфера образования, в связи с чем приобретает необходимость её системной модернизации, – сказал Сергей Лукин.

В рамках «открытого диалога» были предметно рассмотрены вопросы, охватывающие общее, среднее специальное и высшее образование во взаимосвязи с потребностями рынка труда. Татьяна Голикова указала на то, что текущая демографическая ситуация демонстрирует важность вовлечения на рынок труда молодёжи, поскольку 34% в регистрируемой безработице на сегодняшний день составляют люди в возрасте до 29 лет – представители более мобильного и технологичного поколения. При этом всё большее количество школьников – порядка 60% выпускников девятых классов – выбирает для себя среднее специальное образование, планируя продолжить обучение в техникумах и колледжах. Движение молодых профессионалов WorldSkills, по словам заместителя председателя Правительства, дало мощный импульс для развития этой сферы.

Тема среднего профессионального образования в контексте разработки стратегии экономического развития России до 2030 года имеет существенное значение. Поэтому особенно важно проанализировать ключевые проблемы и наметить пути их решения.

Сенатор Сергей Лукин, проведший серию предварительных совещаний с региональными органами образования, обозначил ряд острых вопросов.

– Сфера среднего специального образования в настоящее время в основном является зоной ответственности регионов, в то время как их бюджетные возможности, как правило, не позволяют выделять ассигнования, необходимые для обеспечения учебного процесса на должном уровне. В результате безнадежно устаревает материальная и производственная база учебных заведений, компетенции преподавателей, а образовательные программы не соответствуют требованиям работодателей. Необходимо также намного более плотное сотрудничество предприятий-работодателей с учебными заведениями, – сказал Лукин.

Парламентарий добавил, что в ряде случаев необоснованно долгим является и курс овладения рабочими специальностями. Потому система среднего профессионального образования нуждается в коренной модернизации. Только изменив её, удастся готовить специалистов, пользующихся спросом на рынке труда.

В своём выступлении вице-премьер Татьяна Голикова проинформировала верхнюю палату парламента о том, что в настоящее время правительством РФ ведётся активная работа по выработке мер по развитию системы среднего профессионального образования, в том числе в части гибкости образовательных программ. Продолжается оснащение мастерских учебных заведений высокотехнологичным оборудованием с ориентацией на создание учебных производств. На сегодняшний день за счёт средств федерального бюджета в объёме 7,4 млрд рублей создано более 1,5 тыс. мастерских, а в 2021 году предусмотрено 4,4 млрд рублей на открытие ещё 700 мастерских.

С начала реализации нацпроекта «Образование» повышение квалификации прошли более 15 тыс. преподавателей и мастеров производственного обучения. Из них сертифицированы в качестве экспертов WorldSkills более 2 тыс. человек. К 2024 году планируется, что пройдут переобучение 35 тыс. преподавателей. Кроме того, для более чем 200 специальностей будут пересмотрены сроки обучения – возможна их корректировка в сторону уменьшения.

Татьяна Голикова также обратила внимание на готовность бизнеса участвовать в подготовке профессиональных кадров. Прежде всего, речь идёт о дуальном образовании, когда предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, а работодатели принимают участие в составлении учебной программы.

Сенатор Сергей Лукин отметил перспективность такого подхода.

– Дуальная система обучения предусматривает сочетание получения теоретических занятий в образовательной организации с периодами производственной деятельности на обучающем предприятии, где вырабатываются необходимые современные компетенции. Обучающийся уже на ранних этапах включается в производственный процесс, – пояснил парламентарий. – Всё это позволяет осуществить успешную профессиональную и социальную адаптацию будущего специалиста.

Рассмотренные вопросы должны найти отражение в новой стратегии развития образования, убеждён Сергей Лукин.

Ольга Вороновская

Читайте также