< >

Воронежский крематорий признали лучшим архитектурным проектом 2020 года

Эксперты посчитали, что авторы сумели передать сакральное назначение объекта.

Елена Гончарова Вести Воронеж 5931
Воронежский крематорий признали лучшим архитектурным проектом 2020 года

Фото: Ольга Яковлева, Павел Стефанов

Воронежский крематорий признали лучшим архитектурным проектом 2020 года среди общественных сооружений. Итоги премии Russian Project 2020 в номинации «Архитектура» подвели в четверг, 8 апреля.

Онлайн-издание об искусстве, архитектуре и интерьерах Interior.ru включило воронежский крематорий в лонг-лист премии в конце февраля. До 19 марта продолжалось «народное» голосование, потом в отбор включились эксперты.

В описании проекта говорится, что авторы стремились передать в архитектуре сакральное назначение объекта. С мнением профессионалов согласились и участники голосования. За воронежский объект проголосовали около 1,1 тыс. человек. Остальные проекты представленные в подноминации «Общественные сооружения» сильно уступили крематорию по числу набранных голосов. На победу также претендовали винодельня на черноморском побережье, музейный комплекс «Зоя» в Подмосковье, комплекс Nordic SPA и визит-центр «Сарыкумские барханы».

Открывшийся в январе 2020 года возле Юго-Западного кладбища крематорий стал первым не только в Воронеже, но и во всём Черноземье. Планы строительства объекта горожане в 2017 году приняли в штыки – бурно протестовали на публичных слушаниях, устраивали митинги и подписывали петиции с требованием отказаться от проекта или перенести объект подальше от жилых домов. Особенно упорствовали кварталов «Скандинавия» и «Новый Бомбей», они категорически не хотели видеть из своих окон дымящие трубы крематория. Однако его всё-таки построили.

– Здание воронежского крематория – простое в плане, без какого-то ни было декора и намека на сиюминутные тренды. В основе – вечные принципы золотого сечения, точно выверенные пропорции, умиротворяющая симметрия, деликатная графика. Все это призвано отражать идею перехода человека в вечность. Эффект зеркальности удалось создать за счет отражений в воде искусственного водоёма. Кроме того, объем воды как бы отрывает здание от земли, наряду с четким ритмом колонн создавая ощущение покоя. Широкие дверные проемы и трехметровые двери с ручками на всю высоту не только поддерживают масштаб здания, но и создают безбарьерную среду. Как всегда, архитекторы постарались максимально использовать местные материалы, поэтому в проекте появился юрский мрамор из ближайшего к Воронежу карьера, – говорится в описании проекта в разделе конкурса Russian Project 2020.

Несмотря на то, что открытие крематория прошло без помпы, его заметили далеко от Воронежа. Сначала о здании написали в известном интерьерном журнале Elle Decoration. Работу архитекторов Павла Стефанова и Ольги Яковлевой авторы назвали «большим событием», а сам Павел обозначил спроектированный им крематорий «местом, где не просто прощаются с телом, а провожают человека в вечность». Журнал Strelka Mag оценил проект ещё выше и назвал его главным зданием сезона. А в январе 2021 года крематорий вошёл в список главных событий в российской архитектуре 2020 года по версии издания «Медуза». Журналисты назвали крематорий «прорывным проектом в траурной архитектуре».

Читайте также