< >

Олени на берегах и жестянки на дне. Какими были воронежские реки в советское время

Одну из них едва не отравили из-за стройки коллектора.

Регина Хартюнова Вести Воронеж 6182

Фото: Вести Воронеж

Пока «Липецкоблводоканал» готовится выплачивать многомиллионный штраф за загрязнение реки Усманки, «Вести Воронеж» решили вспомнить о проблемах водоёма ещё в советские времена.  В конце 80-х, например, в реку чуть было не попали стоки канализационного коллектора. История по меркам того времени была довольно громкой. Из Битюга тогда рыбаки десятками доставили раков – настолько чистой была там вода. А вдоль Хопра разгуливали олени. О том, какими в 70-е и 80-е годы были воронежские реки – в материале «Вести Воронеж».

Архив 1988 год

На берегу Усманки тогда резвились дети и взрослые, а по самой реке плавали лодки. Но на дне водоёма красовались бутылки и консервные банки. Поэтому для Усманки 1988 год – не лучшее время. И дело, кстати, не только в мусоре.

В тот год водоём, по мнению воронежцев, был в серьёзной опасности – его могли отравить. Вблизи реки строили канализационный коллектор. И, как уверяли люди, при малейшем прорыве стоки могли бы вылиться в реку. Поэтому горожане собирали подписи против возведения коллектора, а заказчика объекта боролись с журналистами в суде – им не нравилось, как ситуацию осветили в СМИ. И это не удивительно.

В материалах ситуацию с Усманкой называли «Тёмным делом». В эфир на региональном телевидении сюжет про неё не вышел – его показали по Центральному.

– Усмань – хрупкая река, которую нужно охранять. У неё очень хрупкая экологическая система. А вот такое бесцеремонное вторжение привело к тому, что 28 мая мы прошли вдоль водоёма с Василием Песковым, где была тропа бобра, но зверей не обнаружили. Их покой оказался нарушен, они куда-то ушли. Возможно, рядом была и нора выхухоли, которая занесена в Красную книгу Советского союза и Международного союза охраны природы, – говорил тогда журналист Леонид Семаго.

Архив 1971 год

Более ранние съёмки рассказывают о состоянии других рек. К примеру, о Битюге. Водоём буквально был окутан растительностью, в том числе кувшинками. При этом он оставался настолько чистым, что со дна десятками доставали раков. Немало было и рыбы – на берегу, судя по кадрам, много людей с удочками.

Архив 1972 год

Рассказывалось и о самом крупном водоёме области – реке Дон. В 1972 году здесь уже устраивали соревнования воднолыжников. Девушка в слитном купальнике, к примеру, легко объезжала препятствия. Ближе к берегу за её действиями следили судьи.

Архив 1980 год

Более спокойным отдых был на реке Хопёр. Конечно, встречались катера. Но всё же места по большей части были во власти природы. По берегам разгуливали многочисленные животные – олени, лоси и зубры. Они, говорят специалисты, обитали в этих местах ещё до Петра I. Правда, вновь завезли их в середине 50-х. Зубропарк ликвидировали уже в 80-х. И, кажется, зря – сейчас этих животных в мире не больше 10 тысяч.

Архив 1992 год

По ещё одному крупному водоёму региона – реке Воронеж – любили устраивать сплавы на байдарках. Один из них, например, длился 10 дней. Сотрудники завода «Эталон» проплыли больше 400 километров. Причём, этот поход был не простой – «голодный». Туристы были без продуктов. По их словам, ради здоровья и любопытства.

– Думала, что будет намного труднее, конечно. Вид у меня намного тяжелее. Глядя на меня кажется, что сил нет, умираю. А на самом деле чувствую себя обычно. Так, лёгкое чувство голода. Когда говорят немного о еде, кушать хочется, – делилась тогда одна из участниц сплава.

Усманка, Битюг, Хопёр, Дон, Воронеж – это лишь малая часть водоёмов нашего региона. По данным департамента природных ресурсов и экологии, всего в области больше 1,3 тыс. рек. Их общая протяжённость составляет почти 15 тыс. км. Часть – под угрозой исчезновения. Негативно на их состоянии отразились, в том числе, ещё советские работы по улучшению земель. Сейчас же главная проблема – неочищенные стоки. Ежегодно в воронежские реки таких попадает больше 100 млн кубометров.

Читайте также