< >

В Воронеж привезли картины известных авангардистов и фотографии Шайхета

В музее Крамского открылись две выставки.

Фото: Вести Воронеж

В Воронежском музее имени Крамского открылись сразу две значительные выставки – фотовыставка «Аркадий Шайхет. Свидетель времени. Фотографии 1924-1940» и живописная «Бубновый валет. Эманации измов». Одной из первых оценила экспозиции корреспондент «Вести Воронеж».

Выставка «Бубновый валет» приехала из семи музеев России, начиная с Третьяковской галереи, музея современного искусства и ещё из пяти музеев и галерей, которые владеют произведениями модного в начале 20 века творческого объединения, с которого началась история русского авангарда. Существовало объединение недолго, с 11 по 17 год, но оставило яркий и заметный след в истории искусства, как русского, так и западного. «Бубновый валет» объединял художников разных эстетических взглядов, которые чувствовали потребность идти в атаку против старой живописи. Своим искусством бубнововалетцы возвещали смену культурных эпох.

– Когда мы увидели эти картины, поняли, что экспозицию сделать будет очень сложно. Потому что и само объединение внутри было достаточно сложным, противоречивым и многоликим. Не случайно выставка называется «Эманации измов», поскольку в своем творчестве эти художники опирались на традиции, глубоко переосмысливали их – Поля Сезана. На традиции французских постимпрессионистов. Мы хотели показать не только время расцвета «Бубнового валета». Обращая внимание на датировки картин, можно заметить, что после 12 года из произведений художников «Бубнового валета» уходило это настроение, дух балагана, площадных празднеств, из которых они черпали свои вдохновения, – рассказала директор Воронежского музея имени Крамского Ольга Рябчикова.

В нынешнюю экспозицию вошли произведения шестнадцати художников, оставивших в русском искусстве одну из ярчайших страниц. Судьбы первых авангардистов сложилась по-разному: от забвения до эмиграции, от мучительных компромиссов до «запрета на профессию». В творчестве они постигали устройство мира, а в их судьбах отразилась трагическая история страны.

Вторая выставка – «Аркадий Шайхет. Свидетель времени. Фотографии 1924-1940». Те, кто учился в советской школе, сразу отмечают фотографию, знакомую по учебнику истории – «Лампочка Ильича», ставшую хрестоматийной.

– Человек, который ни разу не позволил себе отказаться от задания редакции, просрочить сроки выполнения какого-то задания. Человек, который, к слову сказать, прошёл всю войну корреспондентом военных газет от первого дня войны Великой Отечественной до победы. Посетители увидят виды, выхваченные из жизни советских граждан, сделанные в разных уголках СССР. Фотографии очень разноплановые. Здесь бытовая жизнь без прикрас, – описала заведующая сектором Воронежского музея имени Крамского Ирина Шувакина.

Знакомство с главным редактором журнала «Огонёк» Михаилом Кольцовым стало поворотным в жизни и творчестве Шайхета: с 1925 года он был главным фотографом самого популярного в стране иллюстрированного журнала. Темы его репортажей ‒ самые разные: борьба с неграмотностью и НЭП, годовщина смерти Ленина и юбилей Большого театра, автомобильные заводы и металлургические комбинаты, жизнь беспризорников и парады на Красной площади.

Аркадия Шайхета всегда отличало фанатичное отношение к работе, невероятная скрупулезность, умение выхватить суть момента, выстроить идеальную композицию. А еще – влюблённость в своих героев, которых он снимал. Вниманию воронежцев представлены 95 документальных снимков известного советского фотографа из фондов московского «Мультимедиа Арт Музея».

Читайте также