< >

Маломобильные воронежцы лишились доступа к пригородному маршруту

Перевозчик оставил это направление без адаптированных для них автобусов.

Маломобильные воронежцы лишились доступа к пригородному маршруту

Фото: Вести Воронеж

Общественный транспорт должен быть комфортным и доступным – это основной принцип транспортной реформы, запущенной и властями Воронежа, и региональными властями. Перевозки должны быть регулярными, а автобусы новыми, экологичными и доступными в том числе и для маломобильных пассажиров. При этом воронежцы всё чаще жалуются, что пригородные маршруты далеки от этих норм: некоторые перевозчики всё еще упорно сопротивляются новым правилам работы. Один из проблемных – маршрут №39, который связывает главный корпус ВГУ и микрорайон Никольское. В этом году маршрут сменил подчинение – с городского на областное, перевозчик в результате торгов остался прежним, а вот качество услуг упало.

По словам воронежцев, которые часто пользуются маршрутом №39, транспортная реформа его не коснулась. Автобусы, на которых им приходится ездить, далеки от того, чтобы их можно было назвать комфортными, а для инвалидов и мам с колясками они просто недоступны.

Обслуживает маршрут «Воронежская транспортная компания» (ВТК). Она  выиграла торги на право обслуживания этого маршрута в мае 2021 года. В ходе аукциона конкурсная комиссия оценивала заявки участников в том числе и по таким критериям, как возраст машин, имеющихся у перевозчика, и их удобство. Согласно условиям аукциона, на маршрут ежедневно должны были выходить 15 автобусов малой вместимости.

По документам, которые перевозчик, «Воронежская транспортная компания», представила конкурсной комиссии, на маршрут она планировала выставить 17 автобусов, возраст 12 из которых – не более двух лет, и пять совершенно новых. Это позволило компании получить сразу 25 баллов преимущества. Оценила комиссия и удобство автобусов, в том числе обогрев салона зимой, наличие автоинформатора и возможность перевозки маломобильных пассажиров. Таких машин в заявке перевозчика было три из 17. Это тоже добавило баллов заявке. Благодаря этому, ВТК сумела обойти «АТП-1», также претендовавшее на этот лот.

На 39-ый маршрут эти якобы новые автобусы вышли 1 июля. И горожане очень удивились – вместо новых и почти новых маршруток они увидели старые микроавтобусы, не предназначенные для перевозки пассажиров, с обшарпанными салонами и порванной обивкой сидений.

Пять новых автобусов, которые компания обязалась выпустить на маршрут, пассажиры пока так и не встретили на остановках, говорят жители Никольского. Как и автобусов, адаптированных для перевозки маломобильных воронежцев. Добраться из Никольского в Воронеж и обратно инвалиды общественным транспортом не смогут. В таких ситуациях их единственная возможность передвигаться по городу, даже несмотря на развернувшуюся в регионе транспортную реформу, – такси, говорит руководитель регионального учебно-ресурсного центра «Доступная среда» Александр Попов.

– Городу необходим доступный и удобный транспорт. При этом он должен быть доступен не только людям на колясках, а это пандусы и низкая посадка автобуса, но и тем, кто ходит с тростью, незрячим – и для этого в салоне должны объявлять остановки, неслышащим – должны быть автоинформаторы с бегущей строкой. Кроме того, нужен контроль работы водителей – сегодня они чаще всего, увидев человека на коляске на остановке, просто проезжают мимо. Да и автобусов, оборудованных для перевозки инвалидов, в городе очень мало, – рассказал Александр Попов.

В городе ситуация неидеальна, но на пригородных маршрутах всё ещё хуже. О том, чтобы ехать из пригорода в Воронеж на автобусе, нет и речи, говорит Александр Попов. Социальное такси проблему решить тоже не может. Его нужно заказывать за неделю, работает оно только в рабочее время и  ограничено в маршрутах – на таком такси можно доехать не до любой точки города. Поэтому, по словам Александра Попова, единственный в этой ситуации выход – такси.

Между тем, ситуация, когда вместо обещанных новых автобусов и машин, приспособленных для перевозки инвалидов, на линии выходят старые маршрутки, является нарушением контракта. За это полагаются санкции. Перевозчик не имел права выпускать такие автобусы на линию, так что заключенный с региональным департаментом промышленности и транспорта контракт должен был быть расторгнут по горячим следам, а перевозчик – отправлен в «Реестр недобросовестных подрядчиков».

Старые маршрутки мозолят глаза пассажирам 39 маршрута уже месяц, но пока санкций к перевозчику не применили. Мы направили запрос в департамент, но ответа, собираются ли власти разрывать договор с «Воронежской транспортной компаний», пока не получили.

– По 39-му маршруту есть один нюанс: этот маршрут месяц назад стал пригородным и теперь подчиняется не мэрии, а региональному Деппромтрансу. И я так понимаю, там за месяц не очень успели разобраться, что за наследие от города получили. Дело в том, что на городских маршрутах есть требования к автобусам, а на областных де-факто нет. И в компании маршрут становится хламосборником того, что уже нельзя выпустить на городские маршруты №3, 5 или 70а. Да, там будет много старых и заезженных машин, – отметил сопредседатель регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков.

Между тем, это не единственный маршрут, с которым у ВТК возникли проблемы. На «Воронежскую транспортную компанию» жаловались жители воронежского микрорайона Таврово и пассажиры маршрутов, соединяющих Воронеж с Рамонским районом. Проблемы возникли на маршрутах №48, 119, 115 145, 137 и 111в. Автобусов на этих направлениях приходилось ждать по часу, а то и два, водители часто проезжали мимо остановок, игнорируя пассажиров, а машины были меньше положенной вместимости. Так что опоздания на работу и поездки на такси после того, как обслуживание маршрута выиграла ВТК, стали для многих горожан неприятной реальностью.

По словам Юрия Новикова, это неудивительно. «Воронежская транспортная компания» – всего лишь бренд-оболочка, в действительности за каждым маршрутом стоят отдельные лица и сам владелец ВТК Валерий Старков. Доля ВТК на рынке пассажирских перевозок, по оценке Юрия Новикова, – номинально 7,45%, по факту – как минимум в два раза меньше, а большая часть парка – привлечённая. Так что трудности с качественным обслуживанием маршрутов неудивительны.

– Низкопольные и свежие автобусы в основном на маршрутах №27 и 41. Сейчас ВТК получила ряд маршрутов, которые ранее не обслуживала, в частности №48. И если до 1 июля там были относительно новые муниципальные большие автобусы, то сейчас выходит три «Пазика». Естественно, это не нравится жителям Таврово, но мэрия приняла решение отдать маршрут, который всегда обслуживался только муниципалами, частнику, и это было ошибкой, – уверен Юрий Новиков.

Такая же судьба зимой 2020 года едва не постигла и городской маршрут №80. В феврале предприниматель Андрей Очнев, который обслуживал маршрут более 10 лет, проиграл торги «ПАТП №3», которое тогда возглавлял сегодняшний руководитель «Воронежской транспортной компании» Валерий Старков. Однако в ходе осмотра автобусов, которыми Валерий Старков собирался обслуживать маршрут №80, выяснилось, что выпустить на линию там ему практически нечего – в автопарке компании были автобусы в основном для междугородного и пригородного сообщения.

Прокуратура области на эту ситуацию пока не отреагировала.

Присоединяйтесь к нам в Яндекс.Мессенджере
Добавьте нас в избранное в Яндекс.Новостях
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новостях

Читайте также