Низкие зарплаты и 17 часов за рулём. Почему треть маршруток в Воронеже лишилась водителей
В сфере пассажирских перевозок сформировался серьёзный дефицит кадров.
Фото: Вести Воронеж
Август оказался урожайным на громкие происшествия с участием автобусов. Даже если не вспоминать взрыв на Кольцовской, дважды они врезались в столбы, один совсем новый автобус сгорел, а ДТП случаются чуть ли не ежедневно. При этом в городе остро не хватает водителей. А те, кто работает, соревнуются на дороге друг с другом. Сколько они зарабатывают и почему готовы рисковать своим здоровьем и здоровьем пассажиров, выясняли корреспонденты «Вести Воронеж».
Конечная на улице Перхоровича напоминает улей. Не успевает одна маршрутка отъехать, другая тут же занимает её место. В ожидании рейса водители, конечно, обсуждают и последние громкие происшествия с участием своих коллег. Если автобус нормально ехал, говорит водитель Виктор, а потом вдруг врезался в столб, значит кто–то слишком много времени провел за рулём.
– Водитель сейчас работает не восемь, часов, не двенадцать. Он встает в четыре утра. Которые сейчас в ПТП автобусы новые запустили, они вообще работают по 17 часов, – говорит водитель автобуса Виктор.
Такой график объясняется просто – нужно выполнить план. Всё, что сверх него, забирает водитель, но автобус он заправляет за свой счёт.
Чтобы заработать, надо работать, причём на износ. Но водитель везёт десятки пассажиров за рейс и сотни в течение смены. Если он от усталости еле крутит баранку, это касается не только его.
С воронежскими маршрутками в последнее время постоянно что–то происходит. Они то врезаются в столб, как, например, на Заставе в начале августа или полыхают целых 20 минут как на Богдана Хмельницкого 27 числа, ну а количество ДТП с их участием даже и посчитать невозможно. Водители вынуждены пахать от зари до зари и устраивать гонки, чтобы заработать побольше. Неудивительно, что кандидатов на такую работу не так уж и много.
Около 400 автобусов в Воронеже сейчас просто стоят. Потому, что водителей нет, даже по одному на машину. Перевозчики это объясняют просто: зарплаты недостаточно большие.
– Причина, естественно, в недостаточном уровне заработной платы водительского состава, потому что более двух лет стоимость проезда не поднимается в общественном транспорте, за это время также произошло существенное подорожание и запасных частей, как вы видите, сегодня и стоимость топлива растёт, – объясняет председатель совета директоров компании–перевозчика Дмитрий Крутских.
Чтобы узнать, сколько зарабатывают водители, под видом соискателя звоним в автотранспортное предприятие. Номер, кстати, нашли без труда, он был указан прямо на маршрутке.
– Зарплата у нас идёт два раза в месяц, наличка, то, что у вас остается, мы не забираем, безнал, если вы перебиваете сверх плана, мы возвращаем два раз в месяц. В конечном счёте, в среднем считайте где-то в районе 3 тыс. рублей в день, – рассказали в отделе кадров автотранспортного предприятия.
Три тысячи в день – это 60 в месяц, если работать с двумя выходными в неделю. Но летом пассажиров меньше, меньше и заработки. На стройке, говорят, можно получать больше. Те, кто ушёл, вернутся осенью, уверены в мэрии. В вопросе зарплат чиновники на стороне перевозчиков.
– Они не могут сейчас платить такие зарплаты, чтобы их удержать, потому что они должны закупать новый транспорт. У нас летом выходит примерно транспорта от 600 до 800 единиц, где то уже с 10 сентября у нас будет выходить больше тысячи, соответственно, такой нехватки ощущаться не будет, – рассказал руководитель управления транспорта Воронежа Сергей Латынин.
Воронежцам в очередной раз предлагают заплатить за безопасность из собственного кошелька. Якобы, был бы проезд дороже, проблемы бы не было. Другой вариант – брутто контракты, когда перевозчикам за пробег, в том числе за невыгодные и поздние рейсы, будет доплачивать городской бюджет. Тогда исчезнут гонки за пассажирами и работа до упаду. Но, во-первых, это пока лишь идея, а во-вторых, бюджет – это деньги налогоплательщиков, то есть тех же пассажиров.