Вечное искусство. Воронежцам рассказали о судьбе уличной мозаики
Художники отказываются её восстанавливать.
Фото: Вести Воронеж
С советских времён в Воронеже сохранилось около десятка мозаичных панно. Некоторые в хорошем состоянии, а другие постепенно разрушаются и вполне могут обрушиться на головы прохожих. На ремонт даже есть деньги, но из-за бюрократических сложностей найти художника, который взялся бы за восстановление советской мозаики, почти невозможно. Удастся ли сохранить в городе советское наследие – в сюжете «Вести Воронеж».
Остатки ушедшей эпохи на стенах современного города. Первое и, пожалуй, главное впечатление от мозаики времён СССР. Гуляя по Воронежу, её кое-где ещё можно встретить. Никаких абстракций, смысл уличного искусства 50-тилетней давности понятен до сих пор.
Советская мозаика, она и сейчас как будто зовёт: побеждать, трудиться, покорять космос. Космической тематике, кстати, в Воронеже посвящены многие монументальные работы. Одна из самых больших – на здании бывшего НПО Энергия. Причём это не абстрактный космос, а космос, покорённый воле человека. В каждой такой работе есть труд, и есть цель труда. Без этого советская мозаика не может обойтись. И пусть она уютная и спокойная, но всё равно напоминает, что даже семейное счастье без труда невозможно.
Мозаичное панно на жилом доме, наверное, единственное такое в Воронеже. Горожане, проезжая по улице Кольцовской, часто даже не обращают на него внимания. А вот Евгений Гринёв картину советской жизни видит каждый день со своего балкона. Сможет ли любоваться и дальше? Вопрос. На следующий год его дом ожидает капитальный ремонт.
– С эпохи Советского Союза они её делали. Она сохранилась и, в принципе, в хорошем состоянии. Планируется ремонт фасада этого дома. Я надеюсь, её сохранят, чтобы осталась память, история, – говорит житель дома № 72 на улице Кольцовской Евгений Гринёв.
Художник-мозаичист рисует не кистью, а кусачками и молотком. Прямо сейчас Татьяна Федечкина делает раму для зеркала по заказу подруги из Петербурга. Мозаика ушла с улиц, и теперь украшает квартиры обеспеченных россиян. Производство безотходное, даже обломок разбитой посуды может пойти в дело. Причём этот обломок может прекрасно сочетаться с кусочком золотой смальты за 800 рублей.
Потому советские мозаики так и ценились, потому что они вечны: стекло не разрушится, оно никогда не потеряет своей яркости, на солнце не выгорит, от влажности не испортится. Это вечное искусство.
Но даже за вечным искусством надо ухаживать. Мозаика на детском Центре «Радуга» отваливается уже кусками. При том, что есть бюджетные деньги на её ремонт. Но дело не двигается из-за бюрократических процедур. Художники, которые могли бы заняться реставрацией, как правило, не работают через электронную площадку госзакупок. Кроме того, сначала надо вложить немало своих денег. В итоге, объявленные торги оказались никому не интересны.
– Все надеются на прямой контракт. Во-первых, это всё идёт через электронную площадку торгов. И у нас, как муниципальный контракт, проплачивается постфактум, то есть сначала выполняются все виды работ, а потом уже идёт оплата, – рассказывает директор Центра развития творчества детей и юношества «Радуга» Елена Грачёва.
Татьяна Федечкина одна из тех, кто отказался от участия в конкурсе. Стоимость одних лишь материалов художница оценила в полмиллиона рублей. Их нужно было, как говорится, вынуть из своего кармана, потом потратить полгода на работу, надеясь, что по итогу ей все-таки заплатят.
– Бывают ситуации, когда люди участвуют в тендерах, потом у них возникают проблемы с оплатой их работы. Я просто побоялась оказаться в такой ситуации и решила отказаться, – говорит художник по мозаике Татьяна Федечкина.
В итоге теперь мэрия ищет другого подрядчика: того, кто укроет панно сеткой. А реставрация вряд ли начнётся раньше следующего лета. Что касается мозаики на Кольцовской, в Фонде капремонта уверяют, что ей ничего не грозит. Когда будут делать фасад, панно сохранят, а при необходимости отремонтируют.