Бор в миниатюре. На месте горельников в Воронежской области высадят миллионы молодых деревьев
В регионе появятся молодые акации, дубы, берёзы и сосны.
Фото: Вести Воронеж
Сотни тысяч молодых сосен, берёз и дубов высадят в этом году воронежские лесники на месте горельников. Часть работы выполнили ещё весной, но у осенних саженцев больше шансов прижиться. Меняющийся климат региона молодым деревцам не на пользу – жаркий август может запросто сжечь тысячи уже принявшихся саженцев. Настоящим лесом они станут только через годы. Подробнее – в сюжете «Вести Воронеж».
В соснах уже гуляет ветер, но до настоящего леса им ещё расти и расти. Сейчас это «бор в миниатюре», сеянцам всего пара лет. Чтобы оправить туда, где пустят корни, их бережно извлекают, надрезая ёмкость-кассету. Сортируют, проверяя, жива ли верхушечная почка. Хвойных, порыжевших до макушки, в таком «зеленом море» почти нет. В мешки фасуют по сто штук.
– За день могу 10 тысяч делать. Сложнее, на мой взгляд, берёзу и дубы. Там корневая намного толще, и намного сложнее её вытащить. И кассета там совсем другая, – говорит Оксана Сидельникова.
В лесопитомниках региона вырастили свыше 6 млн сеянцев – дуба, акации, берёзы. Больше всего – почти треть – это сосна. Годовой план по этим хвойным перевыполнили в полтора раза.
Перед посадкой будущий лес закаляют. Из теплиц сеянцы переезжают на площадки, где проводят несколько месяцев. Сейчас хвойными занято примерно три сотки. На такой территории уместилось сразу 200 тыс. маленьких сосен. Этого хватит, чтобы создать 50 гектаров леса. Восстанавливать его здесь уже начала природа – на месте пожара берёзы выросли сами.
Огонь в этих окрестностях бушевал три года назад. Его тушили несколько дней – в том числе и с воздуха. Вертолёты и самолёт сбросили сюда в общей сложности больше 220 тонн воды. Столько поместится в тысяче ванн.
Будущему лесу теперь добавляют сосен. Как тракторы лавируют среди берёз, можно лишь удивляться. Лесопосадочная машина, по сути, это плуг. Работа буквально пыльная. Сажальщики экипированы, трудятся в четыре руки – один бы не успел. Сеянцы по очереди отправляют вниз, катки по бокам прижимают почву.
Дальше в дело вступают топтуны. Они проверяют посадочный шаг – он чуть больше метра – и поправляют сеянцы, притаптывая землю вокруг. Обувь для работы им, кстати, выдают. Пару стаптывают за сезон. Наталья Щигурова говорит, проходит минимум 6 км за смену. Ног сейчас не хватает, поэтому мастер леса на время стала топтуном.
– Это благородное дело, лес останется после нас. Фитнесс такой нормальный каждый день. Плюс – потеря веса. За две недели 6 кг спокойно уходит, - признаётся мастер леса Наталья Щигурова.
Так сейчас худеют в Хохольском, Лискинском и Верхнемамонском районах, там основной фронт работ. Чаще это горельники двух-трёхлетней давности. И места, где разросся дереворазрушающий гриб – корневая губка. Восстанавливать насаждения становится сложней, говорят в лесопожарном центре. Их атакует майский жук, норовит забить трава. Но с этим ещё можно бороться. А против климата не пойдёшь – лето все жарче и суше.
– Бывает так, что приживается замечательно. Но за неделю или две недели жаркого периода, например, августа, у нас происходит усыхание значительных площадей лесных культур. Наиболее страдают у нас посадки в степной зоне. Это у нас в Боброве, в Давыдовке. После подобного мы вынуждены производить дополнение, – рассказывает руководитель Воронежского лесопожарного центра Владимир Галдин.
В выборе культур ограничены. Сажают характерные для региона сосну, берёзу, осину, акацию белую и черешчатый дуб. Он, кстати, капризен. Растёт лишь на чернозёме и жёлуди дает раз в пять лет. Потеснить его мог бы живучий и плодовитый дуб красный. Если, как в Курске и Белгороде, его включат в план, эти деревья только украсят леса региона.