< >

Три вида контейнеров. В Воронежской области продолжат обустраивать мусорки нового формата

Эта реформа в регионе длится почти три года.

Инна Доровская Вести Воронеж 2806

Фото: Вести Воронеж

Сухие и мокрые отдельно, а пластик – в сетку. В Воронежской области продолжат обустраивать мусорки нового формата – с тремя видами контейнеров. Уже в следующем году такие площадки должны появиться ещё в девяти районах области. Между тем, мусорной реформе в регионе в начале 2022-го исполнится три года, насколько она успешна – в материале «Вести Воронеж». 

Горы мусора и контейнер, в который точно ничего не выбросить – площадка на улице Крылова в числе прочих должна была измениться до неузнаваемости. На мусорках до конца года обещали поставить контейнеры для сухих и мокрых отходов, а также сетки для пластика. На это в Воронеже планировали потратить почти полмиллиарда. То есть одна площадка – это больше 400 тысяч рублей.

Конечно, есть в городе и полностью обновлённые площадки – со всеми видами контейнеров, ограждением и асфальтом. Для полного комплекта не хватает только сетки для пластика. Но таких площадок в Ленинском районе всего три. Хотя до конца года планировали сделать полторы сотни.

А это площадка в Берёзовой роще. Её обновили, и даже старые контейнеры убрали. А новые так и не привезли. В итоге весь мусор люди выбрасывают в лодочку – которая предназначена для крупногабаритных отходов. Такая же ситуация во дворе на Левом берегу. В районной управе объясняют – поставить новые контейнеры не могут, потому что управляющие компании до сих пор не заключили с регоператором договоры на раздельный вывоз.

– Когда управляющая организация районная сможет, перезаключат договоры с региональным оператором – с ООО «Экотехнологии» –  и будут готовы обеспечить эту работу, управа района все контейнерные площадки обеспечит необходимым количеством контейнеров, – объяснил начальник отдела управы Левобережного района Сергей Трофимов.

И это – далеко не первая проблема с обновлением городских мусорок. Летом сразу в нескольких районах пропали рабочие, которые асфальтировали подъездные пути.

– Вот как приехали, быстренько всё сделали, буквально дня за два-три. И на этом всё остановилось, – рассказал Михаил Лебедев.

Контракты властям с подрядчиками пришлось расторгнуть. Отказались работать и те компании, которые должны были монтировать ограждения. Металл подорожал исполнители могли работать только себе в убыток. И всё пришлось начинать заново.

В итоге теперь подрядчики просто не успевают завершить работы в срок. А городские чиновники обещают продолжить обновление в 2022-м.

Все эти перипетии произошли с городскими коммунальщиками всего за один год. Что уж говорить о трёх, которые мусорная реформа «шагает» по региону. Особенно сильно за это время изменения прочувствовали на себе дачники и жители воронежских сёл. Они не раз получали счета за услуги, которых нет. Квитанции приходили и на умерших родственников.

В начале прошлого года квитанции, адресованные «мёртвым душам», массово получили жители, например, посёлка Октябрьский. Платёжек было так много, что местный почтальон просто не знал, что с ними делать – стопку бумаг хранил дома.

– Умер в 2007 году. Я на кладбище сказала: ты чего не убираешь, лежишь. Иди, тебе принесли за три месяца платить. На кресты развешу всё, пусть платят, – рассказал Михаил Лебедев.

Чиновники тогда пообещали проблему решить – данные о жителях области региональные операторы должны были обновить, а суммы в платежках пересчитать. Но ситуация история с «мёртвыми душами» с тех пор повторялась не раз . А вот с ещё одной проблемой местные власти бороться собирались уже с помощью федеральных. Из-за пробела в законодательстве тем, кто большую часть времени живёт в городе, а летом уезжает на дачу, приходили двойные платёжки.

Воронежцы упорно пытались бороться, но в ответ получали лишь: «услугу надо оплатить». Хотя мусор, по факту, не вывозили. Платёжки получают и жители Борисоглебска, который в ноябре буквально утонул в отходах. Свалки вокруг контейнеров настолько разрослись, что начали захватывать целые улицы.

А всё из-за того, что региональный оператор и местные власти не могли решить, кто из них должен вывозить ветки. Ответ подсказали прокуроры – за это отвечает муниципалитет. И проблема решилась. Между тем, немало в регионе и сёл, в которые мусорная реформа нагрянула без предупреждения – жители узнали о ней только потому, что среди прочих квитанций обнаружили новую.

– Никакого договора я не заключала, и, по словам соседей, никакого собрания не происходило. Просто пришли квитанции. Здесь не было вывоза тбо никогда, – рассказала местная жительница Елена Плешакова.

Причём, нередко такие пришествия регоператора сопровождаются неизвестно откуда взявшимися долгами. Одни жители платить наотрез отказываются, другие наоборот готовы. Но только в том случае, если мусор всё-таки начнут вывозить. Но коммунальная техника ещё не добралась даже до всех крупных населённых пунктов. О небольших и отдалённых пока речи не идёт.

– Это нецелесообразно – устанавливать контейнерные площадки, потому что малочисленность, труднодоступность. Если когда-то будут туда дороги и останутся жители, то, конечно, необходимость такая будет, – объяснил глава Семейского сельского поселения Евгений Гермоненко.

Речь о хуторе Духовое – туда мусоровоз попросту не проедет – дорога очень узкая и разбитая. К тому же, грунтовая – в дожди её размывает. И таких населённых пунктов в регионе – десятки. Мусорная реформа лучше всего продвигается в пилотном Семилукском районе. Там ещё в середине прошлого года поставили первую контейнерную площадку для раздельного сбора отходов.

Даже несмотря на то, что ею жители почти не пользуются, площадка, считает глава села Девица, свою главную функцию выполнила – внимание к раздельному сбору привлекла. И жители уже готовы отходы сортировать. Теперь дело за малым – поставить такие же по всему населённому пункту.

Научить сортировать отходы чиновники надеются и жителей областного центра. В городе уже три вот таких экопункта. Здесь принимают практически любое вторсырьё – от обычного картона и пластика до мобильных телефонов и микроволновок. Ответственным воронежцам, которые принесут сюда отсортированные отходы, готовы заплатить.

Сумма символическая – например, за килограмм бумаги всего 7 рублей. Первый такой экопункт открыли в начале июля. Власти тогда уверяли, у проекта в Воронеже большое будущее. И до конца года собирались создать 30 таких точек. Не случилось. Зато те, что всё-таки работают, пользуются популярностью. 

– Бумаги много – сдают старые книги, которые уже никто не будет читать, они в плохом состоянии могут быть. Картонные упаковки много, ПЭТ-бутылок. Нельзя сказать, что чего-то несут мало, примерно одинаковое количества каждой фракции, – рассказала PR-менеджер сети экопунктов Катерина Хомич.

Например, этот мусор был собран всего за день работы экопункта. Отсюда вторсырье попадает на переработку – причём, некоторые позиции и вовсе отправляют в другие регионы. А в ноябре в городе открылся первый экоцентр – там готовы принимать ещё больше видов вторсырья. Чиновники говорят – воронежцам нужно по-новому взглянуть на то, что они выбрасывают. Будущее за раздельным сбором.

– Нужно научиться не складывать всё в один контейнер, а разделять, так, как это делает весь цивилизованный мир. На сельских территориях, когда мы бывали с объездами, администрации, глядя на центр, пытались делать то же самое, – прокомментировала заместитель руководителя департамента ЖКХ и энергетики Воронежской области Елена Евсюкова.

Даже несмотря на регулярные конфликты и проволочки, мусорная реформа в регионе проходит вполне успешно, считают областные власти. И надеются, что к 2030 году сортировать отходы научатся абсолютно все жители региона.

Ранее Александр Гусев распорядился направить более 248 миллионов на строительство в регионе новых контейнерных площадок, мусор на которых будут собирать экологичным методом – раздельно. На эти же цели ещё 50 млн рублей планируют выделить из областного бюджета.  

Читайте также