Из вагончиков – на улицу. В крупном воронежском городе заговорили о сносе микрорайона
Без жилья могут остаться беженцы из стран СНГ.
Фото: Вести Воронеж
Трудно представить, но в Борисоглебске до сих пор существует микрорайон, где люди живут в «бочках». В 90-х годах на окраине города был развёрнут целый посёлок из садово-огородных домиков. Селили в них вынужденных переселенцев, которые бежали из стран СНГ, когда там начались вооружённые столкновения.
В то время им помогала обустроиться в городе переселенческая организация «ХОКО». Людям предоставляли для временного размещения железные вагончики. В них жили порядка 400 семей. Многим уже предоставили жилищные сертификаты и они смогли приобрести дома и квартиры. Но для 12 семей временное жильё в «бочках» растянулось на целых 30 лет. Теперь эти люди, которые уже стали коренными борисоглебцами, могут остаться на улице. Администрация города не собирается продлевать с ними договор аренды земельного участка.
У Елизаветы Портновой металлическая бочка – единственное жильё. Здесь пенсионерка уже много лет. Временный садовый домик стал для неё постоянной квартирой.
– Срок моей аренды кончается в феврале, я обратилась в администрацию с просьбой о продлении аренды земельного участка. Но мне сказали, что три года прошло, и теперь я должна освободить этот участок немедленно. Я в Россию приехала, я землю целовала от радости, а где моя радость сейчас? – поделилась Елизавета Портнова.
Переселенцы из Таджикистана, Казахстана и Туркмении приехали в Борисоглебск в 90-х годах, но получить жилищные сертификаты удалось не всем. Кто-то не успел подтвердить статус беженца, а у кого-то не оказалось нужных документов. Так и остались в бочках.
Бывший детский врач Анна Потолах живёт так почти 30 лет. Благодаря этой женщине на свет появились несколько тысяч борисоглебцев. Но переехать в комфортное жильё ей так и не удалось. Здесь выросли её дети, а теперь делят крышу над головой и внуки. За три года семья успела построить только фундамент. Ждать помощи от государства, говорит, уже устала.
– Мне уже ждать некогда и дети уже взрослые. Мы очень хотим жить нормально, по-человечески, здесь и сейчас, – говорит Анна Потолах.
Железные вагончики не являются капитальными объектами, а значит узаконить их нельзя. Власти Борисоглебска три года назад предложили людям помочь в оформлении земельных участков. Беженцев сделали собственниками объектов незавершённого строительства. На основании этого администрация заключила с каждым договор аренды на завершение стройки. Обещав, что будет продлевать его.
– Нам говорили: «Мы продлим вам сначала на три года, потом – на шесть лет, потом – на девять. Будете потихоньку строиться». Но и где это потихонечку? – вопрошает Юрий Травников.
– В силу требований земельного законодательства для завершения строительства договоры аренды могут быть заключены однократно. То есть не продлеваются. Гражданам было разъяснено право на обращение в суд за защитой своих прав, – заключила начальник отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Борисоглебска Надежда Захарова.
По мнению людей, власти города попросту ввели их в заблуждение, заранее зная, что построить себе дома за столь короткий срок они не смогут. И мотив понятен. Микрорайон, где находятся неприглядные вагончики, стал активно застраиваться. А ржавые бочки портят современный архитектурный ландшафт. Если люди не достроят свои дома в срок, власти Борисоглебска могут выставить их «незавершёнку» на торги. И тогда 12 семей останутся на улице.