Российский инвестор 2021: всё больше молодёжи, женщин и семейных
В 2021-м общее число клиентов ВТБ Капитал Инвестиции выросло на 51% в сравнении с 2020-м.

Фото: Pixabay
В 2021 году интерес населения к инвестициям продолжал расти существенными темпами: общее число клиентов ВТБ Капитал Инвестиции выросло на 51% в сравнении с 2020 годом, до 2,3 млн человек. Значительно увеличилась доля молодёжи до 25 лет – с 6,2% до 8,7% от общей клиентской базы. Становится всё больше женщин-инвесторов – их доля выросла с 36% до 37,5%. Растёт интерес к инвестициям у людей, состоящий в браке, – их доля выросла с 78,7% до 81%.
– Инвестиции становятся частью жизни для обычных людей, инвесторы становятся активнее, они постоянно следят за своими портфелями, за новостями, аналитикой, инвестидеями, заходят в мобильное приложение. Ежедневная аудитория ВТБ Мои Инвестиции за год выросла в два раза и сегодня превышает 450 тыс. человек. При этом клиенты понимают важность диверсификации, мы видим, что основная часть клиентских активов – в широко диверсифицированных портфелях. Отдельно отмечу, что география клиентов растёт, инвестициями сегодня интересуются все, вне зависимости от возраста, региона проживания, уровня дохода. Рынок розничных инвестиций будет развиваться, и мы ждём, что темпы роста числа инвесторов в этом году будут сопоставимы с прошлогодними, – отметил Владимир Потапов, главный исполнительный директор ВТБ Капитал Инвестиции, старший вице-президент ВТБ.
За прошедшие три года количество инвесторов в возрасте до 25 лет выросло в 33 раза, а в возрасте от 25 до 35 лет – в 14 раз. В результате доля клиентов ВТБ Капитал Инвестиции младше 35 лет за три года увеличилась с 11% до 34%.
За счёт активного роста интереса населения к инвестициям в российских регионах несколько снизилась доля клиентов из Центрального федерального округа (с 42,1% до 41,2%) и Северо-Западного федерального округа (с 13,2% до 12,7%).
Всё больше клиентов понимает важность диверсификации: по итогам 2021 г. 70% клиентских активов находится в диверсифицированных портфелях (от пяти бумаг и более), три года назад – по итогам 2018-го, было 45%. Растёт интерес к продуктам коллективных инвестиций: доля ПИФ в портфелях инвесторов в 2021-м составила 6% против 3% в 2020-м и 1% в 2019 году. Также выросла доля иностранных акций (17% в 2021-м., 13% – в 2020 г., 3% – в 2019 г.). В целом инвесторы стали менее консервативными: в 2019-м на различные облигации в портфелях клиентов приходилось 66%, по итогам 2021 года – 46%.
Доля российских акций в 2021-м выросла с 18% до 19%. Топ-5 российских бумаг по объёму в клиентских портфелях в 2021-м остался без изменений: на акции Газпрома приходится 2,8% всех активов, ФосАгро – 1,6%, Сбербанка – 1,5%, Норникеля – 1,15%, ВТБ – 0,9%. Среди иностранных акций самыми популярными по итогам 2021-м. являются Alibaba, Polymetal, En+ Group, Apple, Tesla.
Инвестиции становятся неотъемлемой частью сбережений: четыре из пяти клиентов пополняли свои счета в 2021 г., при этом половина из них – более чем на 100 тыс. рублей. Клиенты всё активнее совершают сделки и ребалансируют портфели. Доля тех, кто совершает менее пяти сделок в год снизилась с 92% в 2018 году до 40% – в 2021 году 38% совершили 5-100 сделок в 2021 году.
Самыми популярными активами у инвесторов в 2021-м были российские акции. С ними совершили сделки 54% клиентов (53% в 2020-м), на втором месте по популярности – иностранные акции – 47% клиентов в 2021 году и 44% в 2020 году. Значительно повысилась популярность инструментов коллективных инвестиций – уже 39% клиентов в 2021- м совершали сделки с паями фондов против 30% в 2020-м,8% – в 2019-м. В 2021 году снизилась популярность сделок с валютой – 43% клиентов совершали такие сделки против 46% в 2020 г.
Банк ВТБ (ПАО), АО ВТБ Капитал Управление активами