< >

Акция устрашения или безденежье? Почему воронежские перевозчики стали продавать автобусы

Транспортные компании ждут повышения стоимости проезда.

Фото: Вести Воронеж

Сразу несколько крупных воронежских перевозчиков выставили на продажу  автобусы. Среди них и вместительные  «Волгабасы». Те самые, зелёные, которые совсем недавно выехали на городские улицы. Содержать их стало слишком дорого. Что это: акция устрашения чиновников, которые не торопятся повышать цены на проезд, или безысходность? На чем будем ездить и сколько платить, разбирались корреспонденты «Вести Воронеж».               

Экономика общественного транспорта в Воронеже простая. Горожане платят за проезд, эти деньги идут, в том числе, на зарплату водителям и покупку новых автобусов.

Однако с началом пандемии поток пассажиров резко упал, как и доходы перевозчиков. Водители стали разбегаться, а сейчас к тому же резко выросли цены на запчасти. Как итог – объявления о продаже почти новых автобусов.

Впрочем, объявления провисели меньше суток. На Антонова-Овсеенко находится крупнейший частный перевозчик Воронежа. От комментариев там категорически отказались. Воздержались от них и другие транспортные компании. Но кулуарно: часть техники решили продать для латания финансовых дыр.

В мэрии признают, перевозчикам сейчас тяжело, но ситуация не катастрофическая.  

– Показатель катастрофичности, это когда перевозчик уходит с рынка, вот если перевозчик уходит с рынка – это, наверно, уже катастрофа, пока перевозчик работает, о катастрофе говорить рано, – считает заместитель руководителя управления транспорта Воронежа Максим Захаров.   

А вот Семилуки, похоже, как раз именно на грани такой катастрофы. Местный перевозчик отказывается работать при тарифе в 17 рублей. В отличие от многих других райцентров, где цена такая же, Семилуки обслуживает частник. На линию сейчас выходит только треть автобусов. Водители получают зарплату не больше МРОТ. Перевозчик уже уведомил администрацию, что прекратит работу в ближайшее время.

– Он считает, что тариф низкий на территории города, в связи с чем осуществлять деятельность в дальнейшем не представляет себе возможным. Будем искать кандидатов на обслуживание данных маршрутов, – рассказал  заместитель главы администрации Семилук Илья Трепалин.

Так что же делать? Повышать стоимость проезда? В Липецке, Тамбове и Белгороде, где пассажиропоток ниже, а расстояния меньше, цены сопоставимы с Воронежем, а где-то даже выше. И это дополнительный аргумент воронежских перевозчиков.

Альтернатива повышению – система брутто-контрактов. Когда город забирает деньги за проезд, а перевозчикам платит за пройденные километры. Так можно избежать постоянных гонок водителей за пассажирами и наладить работу автобусов в вечернее время. В мэрии давно эту идею обсуждают, но реализовать пока не готовы.

– Брутто-контракт потянет за собой существенную оптимизацию маршрутной сети, потому что платить за дубляж маршрутов, естественно, бюджет не будет, потому что это уже дополнительные расходы, – объяснил Максим Захаров.

Ещё один минус – перевозчикам придётся доплачивать из бюджета. Тем не менее, удачные примеры есть: на брутто-контракты перешли Пермь, Тверь, Новокузнецк и Москва. И там, уверены эксперты, чиновники в перспективе только сэкономят.  

– Содержать систему городского транспорта дешевле, чем содержать транспортную сеть, по которой народ перемещается исключительно собственными силами, – уверен директор по решениям в области общественного транспорта компании «Симетра» Владимир Валдин.

Читайте также