< >

Поломки и сбои в расписании. В воронежский райцентрах появились «автобусы-призраки»

Маршрутки то появляются на линии, то бесследно исчезают.

Андрей Чистик Вести Воронеж 3426

Фото: Вести Воронеж

В районных центрах Воронежской области общественный транспорт ходит крайне нерегулярно, то появляясь на линии, то бесследно исчезая. На городских и пригородных маршрутах реальное движение автобусов зачастую не соответствует расписанию. А в некоторые сёла можно уехать, только предварительно позвонив диспетчеру «АТП», чтобы узнать ходит ли сегодня транспорт. Временами ПАЗики туда совсем не оправляют. 

Перевозчики винят во всём нехватку водителей, денежных средств и плохое состояние автопарка. Проблемы типичны для подавляющего большинства райцентров. И есть ли выход из транспортной неразберихи, не берутся прогнозировать даже в правительстве Воронежской области. 

Так, школьники калачеевского села Пришиб, переминаясь с ноги на ногу, ждут автобус, чтобы уехать домой после дополнительных занятий. Но ребятам придётся идти пешком – транспорт здесь больше ходит. У жителей крупного микрорайона в селе Заброды, где находится птицефабрика и детский сад, другая проблема – уехать в Калач. Угадать, будет ли сегодня автобус – нереально.

– Автобус то ходит, то не ходит. Под него подстроиться невозможно. В ту субботу – был. В эту субботу звоню – нет, уже не ходит. Мы всегда ходим пешком до трассы, – рассказала Людмила Кириленко.

Идти приходится километра три, а то и все пять. Поэтому, чтобы не терять времени, жителям Калачеевского района советуют каждое утро звонить в диспетчерскую «АТП» и узнавать: будет ли сегодня их автобус. Впрочем, даже если выйдет на маршрут, это ещё не гарантия успешной поездки – автобус может сломаться в дороге.

В такой ситуации выбор невелик – либо прогулка, либо такси. А ведь автобус  в село Пришиб – единственный, на котором можно доехать из центра города до районной больницы. Калачеевцы рассказывают – по самой загруженной ветке ходят всего два-три маршрута и перерывы между автобусами очень большие.

– После зубной поликлиники мне надо добраться до техникума на работу. С 7:00 до 8:00 я ни на чём доехать не могу. Ближайший автобус идет в 8:00 часов. Я приезжаю на работу уже в 8:30, – рассказал местный житель Алексей Баешу.

– Может полтора часа перерыв быть, а может и час. Я стою как раз час. Туда – проехали, а отсюда – нет никого, м пожаловалась местная жительница Галина Мельникова.

Перевозчики говорят: постоянные поломки – дело обычное. Новый ПАЗ уверенно функционирует только первый год, потом – вечный ремонт. А деньги на него брать неоткуда. Областные субсидии за льготников – практически единственная статья дохода. Его едва хватает на зарплату водителям. А платёжеспособных пассажиров становится всё меньше.

– У нас платёжеспособных пассажиров в районе уже нет. 80% – льготники. Каждый год у нас выручка падает. Мы будем закрываться. Наверное, и до июля не доработаю, – рассказал директор компании-перевозчика Александр Снытков.

Отсюда ещё одна проблема – дефицит водителей. В Терновском районе автобусный парк обновили совсем недавно. Однако два свеженьких ПАЗика до сих пор стоят в гараже. Ездить на них некому. Профессия водителя автобуса среди молодёжи считается непрестижной. На зарплату в 15 тысяч за полмесяца идут работать только пенсионеры.

– Нехватка кадров – это самое сложное и страшное в настоящее время. Старое поколение ещё работает. Ещё как-то стремятся жить в селе. А большинство уезжают вахтой работать в Москву, – рассказал директор МУП «Транссервис» Сергей Летуновский.

Такая ситуация практически во всем регионе. Есть районы, в которых 12 автобусных маршрутов обслуживают всего пять шофёров. Перевозчики перебрасывают их с линии на линию, чтобы транспорт ходил хотя бы частично. Пока чиновники могут поддержать транспортные компании только субсидиями, их сумма увеличена на 60 млн. руб. Но, судя по всему, эти деньги проблему не решают.

– К проблемным вопросам, в рамках оказываемой господдержки, следует отнести существенный рост цены на топливо, отмену поставщиками топлива рассрочек платежей и переход на полную предоплату. А также затраты на запасные части, стоимость на которые в настоящее время трудно прогнозируема, в особенности при закупке деталей зарубежного производства, – ответили в департаменте промышленности и транспорта правительства Воронежской области.

Пока перевозчики и чиновники ищут выход из кризиса, автобусные остановки в небольших сёлах совсем опустели. Ведь тратить десятки литров топлива, чтобы привезти в райцентр двух человек – нерентабельно. А людям остается рассчитывать только на себя.

Похожая история происходит с общественным транспортом в Семилуках. Перевозчик потребовал повысить стоимость проезда хотя бы до 24 рублей, но местные власти пока отказываются это делать. Поэтому маршрутки могут и вовсе исчезнуть из города.

Читайте также