< >

Из курьеров – в госсектор. Как в Воронежской области изменились приоритеты рынка труда

Ещё полгода назад бизнес остро нуждался в доставщиках.

Фото: Вести Воронеж

Быть курьером невыгодно – этот труд теперь не так востребован. Вакансий на должность стало меньше, сообщила рекрутинговая онлайн-платформа Head Hunter. Спрос на доставку в последние пару месяцев упал: повышение цен, ослабление ковидных ограничений – причин множество. Как оценивают ситуацию сами курьеры, как изменился рынок труда и какие профессии сейчас самые востребованные, узнали «Вести Воронеж».

О зарплате предпочитают не говорить, но признаются – работы стало меньше. Вслед за спросом упал и доход курьеров. Ещё полгода назад это была одна из самых популярных и достаточно прибыльных профессий.  Елена Исаева в свои 60 работает курьером уже несколько лет – и ей есть с чем сравнивать.

– Примерно с середины лета более-менее стабильно я работала, а сейчас, конечно, затишье. Я боюсь, что курьеров станет больше, потому что намечается безработица, подработать некому, конечно, не помешает. Я даже работала на авто одно время, когда это было выгодно, сейчас это никак вообще не окупается: во-первых, платные стоянки, во-вторых, бензин, – рассказала Елена Исаева.

А вот Александра Кондакова пока отказываться от машины не планирует. Автомобиль позволяет обрабатывать больше заказов – и больше зарабатывать. Сейчас, рассказывает Александра, спрос упал, но связывает это с тем, что закончился сезон праздников. 

 – Заказов меньше, потому что в декабре перед Новым годом у нас праздники, все закупаются, и заказов, соответственно, намного больше. Тогда вообще без перерыва ездили, – рассказала Александра Кондакова.

Быстрые и неплохие деньги – то, что в основном привлекало людей на эту работу. Причин падения спроса на их услуги несколько: снятие ковидных ограничений, рост цен на доставку и на готовые блюда. Некоторые рестораторы, например, вообще планируют от курьеров отказаться.

– Это абсолютно невыгодная вещь, они забирают у нас 35% от стоимости заказа. Грубо говоря, с условной тысячи рублей, которую клиент платит за заказ, 350 рублей идёт в курьерскую службу. Грядет потепление, лето, людям захочется больше гулять, больше выходить, дышать свежим воздухом, ну и дойти до кафе уже будет проще, чем в слякоть, в мороз. Многие будут больше перемещаться и меньше пользоваться услугами доставки, – прокомментировал ресторатор Михаил Меркулов.

Курьеров осталось столько же, а вакансий для них стало меньше. Похожая ситуация у дизайнеров и рекламщиков, а также в автобизнесе. И даже вакансий для HR – те, кто занимается подбором персонала – тоже стало меньше. Зато спрос на работу в государственном секторе вырос на четверть.

– В связи с текущей ситуацией соискатели ориентированы в большей степени на компании, которые предполагают за собой стабильность и которые могут гарантировать, что они будут работать на рынке, будут держать свой персонал довольно длительный период, и при этом выплачивая заработную плату, – пояснила руководитель пресс-службы компании Head Hunter ЦФО Валерия Иванова.

В итоге на одну вакансию в госсфере претендует около 20 человек. А на должность курьера – лишь пять. Хотя ещё в конце 2021 года строители, перевозчики и общепит жаловались на острый дефицит персонала, потому что все ушли в доставку и блогеры. 

– Есть очень большой дефицит курьеров. В Москве курьер может зарабатывать до 150 тысяч, в регионе – до 70. Если он прям целенаправленно целый день ходит, берёт заказы, относит их, плюс еще же чаевые, – рассказывала ранее директор Северно-Центрального региона компании HeadHunter Ирина Катусенко.

А сейчас курьеры и блогеры – персонажи многочисленных мемов. Впрочем, работа есть – было бы желание.

Например, глава одного из городов в Краснодарском крае предлагает заняться благоустройством. 

– Приходите, приглашаем вас, у нас есть вакантные места: косарями, уборщиками, рабочими по благоустройству. В общем, заняться наконец-таки делом. Мы вас ждём, – высказался мэр.

Ждут работников и на реальном производстве. Причем готовы обучать, переучивать и давать востребованную профессию. Что особенно важно сейчас, когда российские компании готовы наращивать производство и замещать импорт. Но пока призыв «из тиктокарей в токари» не слышат – становиться инжирами и рабочими курьеры и блогеры упорно не хотят.

Читайте также