Как исключение из Болонского процесса отразится на воронежских вузах
В педагогическом сообществе отношение к изменению неоднозначное.
Фото: Pexels
Исключение российских вузов из Болонской системы скажется прежде всего на тех студентах, которые планировали продолжить учёбу в Европе. Тех молодых людей, которые приезжали бы оттуда в Россию ради знаний, тоже станет меньше. Об этом журналисту «Вести Воронеж» рассказал исполняющий обязанности проректора по воспитательной работе ВГТУ Антон Ходунов.
Правда, российские дипломы и до этого полноценно не признавались в Европе, рассказал Антон Ходунов. Студентам приходилось дополнительно подтверждать знания. А вот интерес к российскому образованию у африканских и азиатских студентов пропасть не должен.
Трудности испытают и те, кто хотел бы поучаствовать в программах академической мобильности – то есть поучиться в разных вузах и внутри страны. Болонская система предполагала, что программы и способ оценивания в разных учебных заведениях будут одинаковыми. Правда, на практике достичь этого не удалось, рассказал Антон Ходунов.
Также в вузовском сообществе есть опасение, что с выходом из Болонского процесса российское образование лишится сотрудничества с западными коллегами. Тогда университеты станут активнее обмениваться опытом с Азией, считает Антон Ходунов. По его словам, переход к новой системе будет плавным: менять образовательные стандарты начнут не ранее 2023 года. Приёмная кампания-2022 пройдёт без изменений.
Возможно, некоторые профессии в будущем переведут на специалитет. Соответственно, тогда исчезнет и часть программ магистратуры. Например, считает Антон Ходунов, это необходимо сделать для инженеров – четырёх лет обучения недостаточно, и выпускников-бакалавров работодатели не воспринимают всерьёз. Правда, с переходом на специалитет студенты потеряют возможность после бакалавриата выбрать другую специальность для учёбы в магистратуре.
– Важно, чтобы в России признавали выпускников с дипломами бакалавров, которых за годы стало много. Иначе бакалавры окажутся в менее выгодном положении при трудоустройстве. В понимании у большинства работодателей до сих пор бакалавр – это недоученный специалист. И это отношение усилится при большем числе выпускников с дипломами специалиста. Возможно, понадобятся отдельные программы для переподготовки таких студентов, – отметил Антон Ходунов.
На количество бюджетных мест или доступных специальностей исключение из Болонского процесса повлиять не должно – это зависит от потребностей российской экономики, отметил Ходунов.
– В целом преподавательское сообщество оценивает это изменение как положительное. Сложность есть в том, что те педагоги, которые приезжали к нам преподавать из Европы, вряд ли смогут продолжать это делать. Но в Воронеже таких было единицы, – подытожил Антон Ходунов.
В Воронежском медуниверситете, где обучается большое число иностранных студентов, заявили, что на них выход из Болонской системы не повлияет – они учатся по программе специалитета. В ВГУ пока не знают, что будет в вузе с обменными программами в дальнейшем. Пока кардинальных изменений в работе вуза нет. Однако то, что студенты вряд ли смогут отправиться в Европу для учёбы, в ВГУ говорили уже в марте. Сложности возникли как минимум из-за закрытого воздушного пространства. Те же, кто успел уехать, продолжили учёбу в обычном режиме.
Об исключении всех российских образовательных организаций из Болонского процесса 6 июня заявил заместитель главы Министерства науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев. Он пообещал, что в стране появится национальная система.