< >

100 лет со дня рождения. В Воронеже открылась выставка работ Ксении Успенской

Одна из её картин хранится в Третьяковской галерее.

Ольга Зубкова Вести Воронеж 4159

Фото: Вести Воронеж

В Воронежском областном художественном музее имени Крамского открылась  выставка «Ксения Успенская. Совершенное чувство прекрасного», посвящённая 100-летию со дня рождения художницы.

При рождении Бог поцеловал ее в макушку, дал красоту, ум и щедро наделил талантом. Да и с учителями, которые ей помогли проложить дорогу в творчестве, Успенской повезло. Первые шаги в живописи она делала под руководством Нины  Каппер, ученицы Николая Рериха. Её, совсем молоденькую, заметил Александр Бучкури, а затем педагогами были Александр Дейнека, Петр Кончаловский. 

Многие десятилетия её живопись ценили за яркую образность, эмоциональность, поэтичность, свободную манеру исполнения. Официально она исповедовала принятый тогда социалистический реализм. Но в какой-то момент творчества, в её работах стали проступать нотки импрессионизма.

– На этой выставке есть возможность увидеть её с другой стороны. Мы знаем, что она писала жанровые работы, детские портреты, придерживалась общего направления соцреализма, но немного выходила за его рамки. В частных коллекциях есть работы, например, монотипии, выполненные художницей не направления соцреализма. Полуабстрактные, абстрактные фигуры и редкая, конечно, для неё техника. Она разная, она другая. Раскрываются на выставке другие грани, другие возможности, – рассказала Валерия Меремьянина, старший научный сотрудник Воронежского художественного музея имени Крамского. 

В своё время произведения Ксении Успенской репродуцировались в школьных учебниках и на открытках. Хрестоматийная картина «Не взяли на рыбалку», написанная в 1955 году, знакомая людям старшего возраста по учебнику «Родная речь», хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Главным жанром своего творчества ещё со студенческих лет она избрала портретную живопись, хотя не обходила стороной пейзажи и натюрморты. Ксения Успенская создала целую галерею портретов современников. В каждом она находила точный, выразительный образно-живописный язык.

– Как-то я её спросил: вы такой известный человек не только у нас в Воронеже, но и за рубежом, в Москве и во всех уголках нашей страны, а у вас нет ни заслуженного, ни народного звания. На что она ответила: что звание! Я имею более весомую вещь: у меня есть имя, – вспоминает коллекционер Александр Гуторов.

В экспозицию выставки, посвящённой столетию со дня рождения художницы, вошло около 80 произведений живописи и графики Ксении Успенской из фондов Воронежского областного художественного музея имени Крамского, а из также нескольких частных собраний.

Тем временем в легендарном Гатчинском дворце, стены которого помнят Павла I, Екатерину ll, Александра III и Николая I, демонстрируется передвижной выставочный проект «Великая княгиня Ольга Александровна. Вся жизнь как на холсте». Он приехал из Рамони и представлен Дворцовым комплексом Ольденбургских.

Читайте также