< >

В воронежском музее открылись выставки фото и живописи начала XX века

Там можно увидеть работы десятков мастеров.

Ольга Зубкова Вести Воронеж 2151

Фото: Вести Воронеж

В музее имени Крамского одновременно открылись две выставки. Одна представляет фотографии конца XIX–начала XX века, вторая рассказывает о творчестве художников 20-30 годов XX века.

58 работ более чем 20 мастеров фотографического искусства. На фотографиях – виды крупных городов огромной Российской империи: Петербург, Москва, Новгород, Архангельск, Ростов. И города поменьше, к примеру, Елец. Особая архитектура и яркие, интересные, хотя и безымянные личности. И очень подробно представлена аутентичная жизнь национальных окраин. Фотографии с исторической точностью и художественной выразительностью передают разнообразие жизненного уклада населения российского государства второй половины XIX–начала ХХ века. Есть несколько фотографий, сделанных в студии.

– Представители династии Романовых и великосветских особ, которые сняты в марте 1903 года. В феврале прошёл самый известный в мире бал, посвященный 290-летию династии Романовых. Все гости были облачены в волшебные совершенно костюмы, исторически выверенные. В марте все участники бала пошли в студии, сфотографировали свои образы, потом был выпущен альбом, который распространялся с целью благотворительности, – рассказала о снимках специалист сектора по рекламной работе Воронежского художественного музея имени Крамского Анна Палий.

Уникальный проект «Многоликая Россия», представленный государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» совместно с центром РОСФОТО, позволяет раскрыть малоизвестные аспекты истории, увидеть разные грани русской жизни, как с исторической, так и с художественной точки зрения. И показать мастерство фотографов прошлого века Ивана Барщевского, Максима Дмитриева, Дмитрия Ермакова, Вильяма Каррика.

– Шотландец по происхождению он вырос в России, стал художником, но увлёкся фотографией. Это первый человек, который открыл фотоателье в России в 1859 году. По своему желанию совершил экспедиции по России. Две были в Симбирскую губернию. Здесь как раз представлена жница. Удивительный образ девушки того времени, которую Уильям снял во время своих поездок по России, – добавила Анна Палий.

«Движение в сторону света. Советское искусство 1920-30-х гг» – это живопись и графика. Совместный выставочный проект Тульского областного художественного музея и Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского. На первый взгляд, выставка невелика, всего 53 полотна, но в экспозиции представлены работы 27 мастеров. Работы разные – небольшие этюды, но есть картины программного характера. Все это показывает широчайший диапазон творческих поисков мастеров начала прошлого века.

– Мы хотели показать, что этот период в русском искусстве очень сложный, интересный, неоднозначный, не укладывающийся в простые схемы. Авангардисты, традиционалисты, спор, борьба между ними. Это период кипучей жизни, когда творили очень разные, яркие художники, – рассказала учёный секретарь Воронежского художественного музея имени Крамского Наталья Бакина.

Экспозиция включает в себя в основном работы 20-30 годов, но рамки выставки шире: самая раннее представленное полотно – пейзаж «Кассис» Петра Кончаловского 1913 года, а самая поздняя работа – «Одуванчики на тёмно-синем фоне» 50-х годов Сергея Романовича. Организаторы раздвинули временные рамки, желая продемонстрировать, что традиция высокой русской живописной культуры, напряженных эстетических поисков была жива всегда. Несмотря на непростые условия жизни и работы, художники сохраняли традицию напряженного творческого поиска.

Читайте также