Захваты домов и поддельные подписи жильцов. Как воронежские УК борются за место под солнцем
Коммунальное хозяйство в городе стало настоящим полем битвы.
Фото: Вести Воронеж
Скандалы, ложные объявления с телефонами конкурентов, подделка подписей и захваты домов. Это современная реальность сферы ЖКХ Воронежа. В Советском районе из одной управляющей компании в другую сбежало несколько десятков домов. А в Коминтерновском в общих собраниях жильцов участвуют люди, которых уже давно нет в живых. Почему городское коммунальное хозяйство стало настоящим полем битвы, разбирались «Вести Воронеж».
Уже 1,5 года жители дома №40 по Южно-Моравской пытаются понять, как они очутились под управлением УК «Трест». Общего собрания, говорят, не было. Никаких протоколов, уверяют, не подписывали. Но в Госжилинспекции такой протокол есть. Когда Лариса Еганян увидела его своими глазами, с удивлением обнаружила, что, оказывается, голосовала за «Трест». И даже подпись имеется.
– Конечно, там не то, что моей подписи, там и близко никакой нету – закорючка «Е». Ну Еганян, так Еганян, – рассказала Лариса Еганян.
Директор УК «Советского района», которая раньше обслуживала дом, называет происходящее рейдерским захватом. За последние месяцы от него сбежали около 70 домов. Причём самых выгодных, где сборы больше, а ремонт почти не требуется. Можно, конечно, провести настоящее собрание и вернуть дом обратно, но это бесполезно, говорит Владимир Чаплынских.
– При каждом судебном заседании появляется какой-то новый протокол за то, чтоб дом остался в управляющей компании «Трест», откуда он появляется, опять же люди, собственники жилья, не знают, никто к ним не приходил, никакого голосования не проводилось, – рассказал директор УК.
На странице управляющей компании «Трест» в соцсети приветствие к жителям новых домов, которые вступили в эту большую и дружную семью. Некоторые, правда, и тут спрашивают, как это вообще случилось.
– Для меня вообще стало неожиданностью, что наш дом 67 на Героев Сибиряков перешёл в ведение ООО «Трест». Кто за него голосовал, если у нас на собрание жильцов всегда в лучшем случае человек 6-10 приходило?
– Добрый день. Законодательство позволяет проводить общие собрания как в очной, так и в очно-заочной форме.
– Спасибо за ответ. Только об этом голосовании я не знала и не участвовала и заочно.
На Карпинского, 4 жители уже несколько раз отбились от желающих обслуживать их дом. В ГЖИ уже стопка протоколов отсюда – неизвестно кем подписанных. Иногда людьми, которые давно умерли. Один из последних документов – в поддержку перехода в УК «Борей». В ответ жильцы провели новое собрание, чтобы остаться в своей управляющей компании. А за 9-этажку на Лизюкова бьются «РЭК Комфорт» и всё та же УК «Борей». Жители тоже переругались. А недавно кто-то развесил по подъездам странные объявления. Казалось бы – список телефонов, куда звонить в случае какой-то коммунальной аварии, но всё не так просто. По первому номеру говорят, что объявление повесили мошенники, и предложили его сорвать. По второму номеру сказали, что это ошибка, ну а третий абонент рассказал вообще много чего интересного.
– Это развлекается кто-то из иной компании, конкурирующей.
В самом «Борее» от всего этого ожидаемо открещиваются: это всё, говорят, разборки жильцов, а мы не при чем. И поддельные подписи в протоколах – это тоже не мы.
– Если стоит подпись человека, как он может быть умерший? Опять же протокол принесли жильцы, мы просмотрели правильность оформления, а для этого правоохранительные органы есть, если что-то нарушено. У нас всё по закону, – уверяет директор УК «Борей» Роман Акимов.
В итоге идёт бесконечная битва протоколов. Свои подписи, в которых не узнают сторонники ни «ПИК-Комфорта», ни конкурирующих с ним управляющих компаний.
– Были поддельные подписи, и очень, очень много за меня даже проголосовала управляющая компания сама, – говорит жительница дома №17 по улице Лизюкова Татьяна Вялова.
Все эти сомнительные документы исправно отправляются в жилинспекцию. Самое удивительное – на основании протоколов непонятного происхождения дома от одной УК передаются другой – лишь бы бумаги были правильно оформлены. В ведомстве говорят, что у них нет полномочий проверять подлинность подписей, для этого есть полиция. Были случаи, когда правоохранители даже возбуждали уголовные дела, но расследуются они медленно и о судебных решениях ничего не слышно. А жильцам захваченных домов остается только обивать пороги чиновников. Ну или равнодушно наблюдать за происходящим, тем более, что после смены управляющей компании редко что меняется. Во всяком случае, к лучшему.
Тем временем с 1 сентября в России изменились правила выбора управляющих компаний. Новый закон вносит изменения в статьи 44 и 46 Жилищного кодекса России.
Прежде для смены УК требовалось, чтобы на общедомовом собрании присутствовал кворум – половина собственников. Решение о смене принималось большинством голосом, то есть было достаточно, чтобы за новую УК проголосовали 25% всех собственников плюс один. Теперь для этого нужно больше 50%. Таким образом, смена УК сравнялась по доле необходимых голосов с созданием общедомового собрания. Участвовать в выборе могут не только собственники квартир, но и владельцы нежилых помещений, например, магазинов, салонов красоты и других коммерческих площадей.