Воронежским зрителям показали, как объясниться в любви при помощи танца
В театре оперы и балета прошла «Реформа танца».
Фото: Вести Воронеж
В театре оперы и балета на нынешней неделе - «Реформа танца». Третий по счёту фестиваль современного балета. Девять новелл, девять оригинальных балетмейстеров и масса удовольствия для зрителей и самих танцовщиков.
Как можно языком современного танца объясниться в любви. Эту задачу поставил перед коллегами – хореографами инициатор проекта Александр Литягин. И все они в первый день фестиваля «Реформа танца» сделали это во всеуслышание, или, вернее, во «всеувидение» прямо со сцены. Девять оригинальных российских хореографов, чьи работы в разных жанрах современного танца были отмечены победами в международных конкурсах, приехали в Воронеж на третий фестиваль. Кто-то из них в нашем городе не впервые и сознательно ввернулся сюда. Кто-то, уже услышал об оригинальном проекте и приехал, чтобы получить удовольствие от работы и доставить удовольствие другим.
– Каждая задумка хореографа - одного хореографа, одна задумка - целая вселенная. Со своими звездочками, со своими спутниками, противодействиями, ветрами, стихиями. Поэтому каждый приезжающий начинает с того, что «мне надо совсем чуть-чуть». А когда входит во вкус, хочет раскрыться всё больше, больше, больше. А на это необходим ресурс сил, артистического профессионализма, таланта, – рассказывает художественный руководитель Воронежского театра оперы и балета, заслуженный артист Воронежской области Александр Литягин.
Как сказала одна из постановщиков – это огромное удовольствие ставить спектакль, когда тебя не ограничивают в идеях. Когда не говорят: «делай только так, только в этом направлении и только в этом материале». Когда тебе дают полную свободу – это абсолютное счастье для творческого человека. Здесь в Воронежском театре не ограничивали, а, наоборот, «провоцировали» на творчество. И то, что подготовка к фестивалю была минимальной во времени, только подстёгивало и стимулировало.
– Во многом это всё-таки лаборатория. И это короткие сжатые сроки, малое количество репетиций. Ребята просто гениальные. Они взяли этот материал, сделали полноценный получасовой спектакль, одноактный балет. Я бы назвала пластический спектакль, так честнее. Солисты сделали очень достойные драматические партии, потому что это даже ближе к драматическому театру. Потому что они проживают судьбы своих персонажей, – рассказывает хореограф-постановщик Елизавета Навиславская.
Уже не в первый раз из уст хореографов звучат похвалы танцовщикам воронежской труппы, которым было не просто, потому, что они подготовлены на классической базе. Именно они «реформируют» себя и своё мастерство, одинаково виртуозно владея в результате как классической, так и современной хореографией. Нагрузка для артистов – колоссальная, тем более, что они были заняты сразу в нескольких совершенно разных по технике и стилистике спектаклях, где нет никаких канонов, а только большой простор для фантазии и творчества.
– Сложно работать в этом жанре, но мы справляемся: учимся заново двигаться на сцене, новые элементы изучаем. Нам с каждым фестивалем становится легче и легче познать мир современного танца, – признаётся заслуженный артист Воронежской области, лауреат международных конкурсов Иван Негребов.
– Хореографы ставят более сложные задачи. Если что-то не получается или что-то неудобно, то надо это изменить под нашу физику, под наши возможности. Иногда наоборот – что-то усиливаем. Всё это происходит в тандеме с постановщиками, –рассказывает солист балета Максим Данилов.
Подобный фестиваль важен для современного зрителя, потому что классический балет некоторые считают для себя искусством достаточно архаичным. Специалисты полагают: «Реформа танца» и подобные ему проекты – повод привлечь в театр молодую аудиторию. Ждать немедленного успеха нельзя, надо терпеливо воспитывать на новой хореографии новую публику. Но уже в первый день фестиваля завсегдатаи поделились впечатлением: «А вы обратили внимание? Молодых зрителей стало значительно больше!»