Непобедимое зло? Можно ли истребить в Воронеже точечную застройку
Воронежцы снова начали протестовать против уничтожения своих дворов.
Фото: Unsplash
С ней много лет боролись и казалось, что победили, но выяснилось, что нет. Точечная застройка, так распространенная в Воронеже в нулевые годы и уступившая потом место масштабному строительству сразу жилыми комплексами и целыми микрорайонами, снова в новостных повестках. Горожане протестуют против уплотнения и превращения своих дворов в строительные котлованы. Но можно ли полностью избавиться от точечной застройки в городе-миллионнике?
Элитную пятиэтажку собираются построить во дворе между проспектом Революции и улицей Театральной. Местные жители категорически против: исчезнет благоустроенный двор, придётся срубить столетний дуб, а новый дом вырастет на месте бывшего Сада пионеров, где при немецкой бомбежке в 1942 году погибли дети.
– У меня окна будут смотреть через полтора метра на стену дома или окна в окна. То есть и практически не будет света вообще. Скорая помощь не сможет подойти, если человеку станет плохо, аварийные службы, – возмущена местная жительница Ольга Канухина.
Проверить законность такого строительства поручил глава Следкома Александр Бастрыкин. Но застройщик пока всё равно не отступает.
Похожая ситуация на улице Путиловской, там на месте медсанчасти запланировали строительство свечки то ли в 15, то ли в 25 этажей. Сколько именно, не знают даже в мэрии. Горожане направили туда около 900 заявлений против строительства, но сносить старые постройки там уже начали.
Кажется, точечную застройку в Воронеже давно признали злом, так откуда же берутся новые стройки? Всё просто – разрешения строить на таких участках власти выдали уже давно и теперь, говорят, нет никаких оснований эти разрешения отзывать. Тем более, что прошлым летом гордума отменила нормативы по минимальным размерам участка под строительство.
Запретить точечную застройку хотела пару лет назад Госдума, да так и не запретила, а рекомендации Минстроя по плотности строительства так и остались рекомендациями. Как и где строить, власти городов решают сами. И воронежцам тут особенно не повезло.
– Новый генеральный план предусматривает уплотнение застройки, а именно отказались в этом новом Генплане от освоения новых площадок. Там предусмотрели что? Уплотнение застройки. То есть дополнительные дома даже в существующих кварталах будут возникать. Если бы жители были против, надо было выступать против действующего Генерального плана, – объяснил профессор ВГТУ Станислав Гилёв
За последние десятилетия плотность застройки в Воронеже выросла в полтора раза, и это объяснимо – свободной земли остается всё меньше.
Но иногда воронежцы все-таки побеждают. Например, жители улицы Лизюкова несколько месяцев активно протестовали против строительства многоэтажки в сквере прямо под их окнами. И помогло. Власти нашли строителям другой участок. А на месте уже вырубленных деревьев пообещали разбить новый сквер.
Но ждать, что такой результат станет массовым, не стоит.
– С учётом всё-таки тех показателей, которые у нас сейчас есть по количеству вводимых квадратных метров, в связи с тем, что земля отсутствует, вот эта точечная застройка является единственным спасением для выполнения национального плана для многих органов власти, – считает заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.
К слову, в Воронежской области до конца года должны построить 2 млн кв. метров жилья, и это рекорд за всю историю региона. Выход тут, говорит Светлана Разворотнева, один – голосовать рублём. Точечная застройка не исчезнет, пока на квартиры в таких многоэтажках будут покупать.