< >

Сергей Лукин высказался за совершенствование законодательства для упрощения работы бизнеса

По мнению сенатора, оно устраняет разбалансировку бюджетов при едином налоговом платеже.

Вести Воронеж 641
Сергей Лукин высказался за совершенствование законодательства для упрощения работы бизнеса

Фото: Сергей Лукин

Сенатор от Воронежской области Сергей Лукин принял участие в пленарном заседании Совета Федерации, состоявшемся 24 мая в Москве. Комментируя его итоги, парламентарий сообщил, что значительная часть обсуждаемых законопроектов касалась налоговой сферы.

Большое практическое значение для регионов, по мнению Сергея Лукина, имеют поправки в Налоговый кодекс. Они призван решить проблему задержки поступления критически важных для регионов сумм НДФЛ, возникшей в ходе применения новой схемы уплаты налогов с использованием единого налогового счёта.

Одобренный Советом Федерации закон предусматривает первоочередное зачисление в бюджеты НДФЛ (налога на доходы физических лиц).

Сергей Лукин пояснил, что с 1 января 2023 года в России была введена система единого налогового счёта, в соответствии с которой уплата налогов, сборов, страховых взносов осуществляется налогоплательщиком посредством перечисления в бюджетную систему единого налогового платежа на счёт Федерального казначейства РФ, а налоговые органы распределяют их по бюджетам самостоятельно.

– Такой механизм упрощает бизнесу расчёты с бюджетом и создает комфортные условия для налогоплательщиков. Однако правоприменительная практика выявила весьма болезненную для всех субъектов федерации проблему. Возник риск разбалансировки финансовой сферы: поступления в региональные и особенно местные бюджеты существенно сократились, что было обусловлено установленной последовательностью и пропорциональностью зачисления средств в рамках единого налогового платежа, – обозначил серьёзность сложившейся ситуации Сергей Лукин.

Он уточнил, что поступления от уплаты НДФЛ частично учитывались в счет исполнения обязанности по уплате недоимки по НДС и иным налогам, зачисляемым в федеральный бюджет.

Между тем НДФЛ – один из основных источников доходов консолидированных бюджетов регионов.

При этом, например, за первый квартал 2023 года по налоговым поступлениям бюджет Воронежа недополучил более 800 млн рублей, из них по НДФЛ – 568 млн рублей. Аналогичное положение дел наблюдалось и в других регионах. Возникающие из-за несвоевременного поступления средств кассовые разрывы вызвали значительную обеспокоенность субъектов РФ.

Стало очевидным, что механизм единого налогового счёта нуждается в донастройке.

– Новый закон направлен на обеспечение стабильности региональных бюджетов. Поправки в Налоговый кодекс позволят гарантировать, что необходимые средства останутся в бюджетах регионов и муниципалитетов. На законодательном уровне исключается возможность использования поступлений от НДФЛ для погашения задолженности по другим налоговым платежам. Меняется порядок списания средств с единого налогового счёта предпринимателей и компаний, зачисление НДФЛ в соответствующие бюджеты будет происходить в первую очередь, – заявил Сергей Лукин.

Разъясняя положения принимаемых в Налоговый кодекс изменений, глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров, принявший участие в рассмотрении документа, добавил, что ситуацию усугублял и поздний срок уплаты единого налогового платежа – 28-е число каждого месяца. Теперь же он будет зачисляться в автоматическом режиме в счёт предстоящего исполнения обязанностей налогоплательщика, сразу после подачи им уведомления в налоговый орган. Благодаря этому поступление доходов в консолидированные бюджеты субъектов федерации станет более оперативным.

Сергей Лукин подчеркнул, что, учитывая высокую социальную значимость законопроекта, инициированного председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко, сенаторами РФ и депутатами Государственной Думы, его рассмотрение обеими палатами парламента прошло в максимально сжатые сроки.

Также Совет Федерации одобрил закон, освобождающий от уплаты НДФЛ при продаже земельного участка и расположенных на нём хозяйственных построек семьи, в которых воспитываются двое и более детей в возрасте до 18 лет.

Документом предусмотрено, что полученные при этом средства должны быть в том же году израсходованы на приобретение иной жилой недвижимости и не использоваться в предпринимательской деятельности. Сейчас такая норма действует лишь в случае продажи квартиры или дома, а на участок под таким домом и на хозяйственные постройки на нём она не распространяется.

Кроме того, получили поддержку сенаторов изменения в Налоговый кодекс, направленные на совершенствование механизмов защиты прав «обманутых дольщиков» при банкротстве застройщика.

Ранее не облагались НДФЛ денежные доходы, полученные гражданами-участниками строительства из средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» в случае признания застройщика несостоятельным. Однако региональными законами могут быть предусмотрены иные формы возмещения – например, предоставление другого жилого помещения. Поэтому теперь федеральное законодательство освобождает налогоплательщиков от обложения НДФЛ на доход в виде возмещения, полученного в соответствии с законодательными нормами субъекта РФ.

Необходимо отметить, что руководитель Федеральной налоговой службы Даниил Егоров, выступая в ходе пленарного заседания в рамках  «правительственного часа», высоко оценил сотрудничество ведомства с верхней палатой парламента.

По его словам, при непосредственной поддержке Совета Федерации за последние два года реализован ряд важных для граждан, бизнеса и в целом государства инициатив. Среди них – сокращение сроков проверок до 12 дней для получения гражданами вычетов НДФЛ, реализация в четырёх субъектах РФ проекта по специальному налоговому режиму «АвтоУСН» для представителей микробизнеса, исключающего обязанность по предоставлению отчётности, и другие.

– Налоговая сфера обладает исключительной важностью для экономической стабильности государства и благополучия граждан. Совет Федерации, работая в постоянном взаимодействии с Правительством России и Федеральной налоговой службой, большое внимание уделяет своевременной корректировке налогового законодательства. Наша совместная задача – создать отлаженную налоговую систему, всемерно способствующую обеспечению экономического роста, – резюмировал Сергей Лукин.

Читайте также