Угроза на дороге. Почему в Воронеже растёт аварийность с участием самокатов
За полгода она выросла на 50%.
Фото: Вести Воронеж
Их всё чаще называют самыми опасными участниками дорожного движения, и цифры это, кажется, подтверждают. За первые полгода число ДТП с самокатами выросло в Воронеже на 50%, а число травмированных в этих авариях – в 2,5 раза. Почему не сработали поправки в ПДД для самокатчиков и как в Воронеже планируют защищать от них пешеходов?
Сначала немного статистики. Количество аварий с самокатами в регионе растёт последние три года. В 2020-м их было девять, в 22-м – уже 44. За первые шесть месяцев этого года – 21. Травмы получили 18 человек. Например, в мае двое подростков на самокате сбили в «Орлёнке» шестилетнего мальчика.
Чтобы остановить рост аварийности, в правила дорожного движения внесли поправки специально для самокатчиков, они начали действовать 1 марта. Если коротко: разгоняться больше 25 км/ч нельзя, но тротуары без необходимости не выезжать, дорогу переходить, спешившись. Но прошедшие 4,5 месяца показали, что любовь к самокатам у воронежцев растёт, а желание соблюдать правила у большинства по-прежнему отсутствует.
– Продолжают иметь место ДТП, связанные с тем, что пользователи электросамокатов выезжают на пешеходный переход, не спешиваясь, не пропускают автомобили, которые пользуются преимуществом, а также сами допускают столкновения и наезды на пешеходов. Всё это увеличивает травматизм на фоне того, что электросамокаты получают всё большее распространение, – рассказал начальник УГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области Евгений Шаталов.
В сервисах по аренде самокатов подтверждают, что интерес к ним продолжает расти, но отмечают, что происшествий с арендованными самокатами в прошлом году стало на треть меньше. Роль играет, например, заранее заданное ограничение скорости, полихачить не выйдет при всём желании.
Кроме того, уже в 2023 году на таких самокатах не получится и покататься вдвоём, рассказали нам в работающем в Воронеже сервисе кикшеринга. Самокаты сейчас учат распознавать, сколько человек они везут. Если больше одного, устройство не поедет. Злостным нарушителям сервисы просто блокируют аккаунты. Гораздо сложнее призвать к порядку горожан на личных самокатах – такие провоцируют до 70% ДТП.
ГИБДД нарушителей тоже наказывает – максимальный размер штрафа 1,5 тысячи, но чаще нарушение обходится в 800 рублей. Эксперты считают, что это несерьёзная сумма. С инициативой её увеличить уже выступил Минтранс.
– Даже если мы говорим об этих минимальных 500-800 рублей, это всё равно достаточно серьёзная сумма. Потому что, по нашей статистике, пользователи нашего сервиса в среднем в год тратят чуть больше тысячи рублей на поездки на электросамокатах, то есть это практически сравнимые суммы, либо полугодовой бюджет поездок, либо практически годовой, – говорит пресс-секретарь сервиса по прокату самокатов Денис Балакирев
По его мнению, куда эффективнее будет разъяснительная работа. Он уверен, о поправках для самокатчиков, не знает почти никто. Воронежцам о правилах напоминают инспекторы ГИБДД – и во время дежурств, и во время специальных рейдов. О пешеходах тоже стараются позаботиться.
В Воронеже, пока неофициально, но уже появились зоны ограничения максимальной скорости до 15 км/ч, таких 18. А на 13 территориях движение на самокатах вообще запрещено. Скорее всего, их станет еще больше. Это парки, общественные территории – например, «Орлёнок» и Советская площадь, а также часть дорог с высоким трафиком. Правда, пока ограничения только для арендованных самокатов - в этих местах они просто не сдвинутся с места. Для всех остальных запреты начнут действовать после того, как власти разработают необходимые документы. Планируют, что это произойдёт уже до конца сезона.