Уникальная вакцина. Как коров планируют спасать от мастита в Воронежской области
Заявки на получение препарата уже есть.
Фото: Вести Воронеж
450 бурёнок региона вполне могут войти в историю. В том числе на них сейчас опробуют первую российскую вакцину от мастита коров. Разработчик препарата – подведомственный Россельхознадзору федеральный центр охраны здоровья животных. Создавали препарат в профильной лаборатории во Владимире. Насколько вакцина поможет экономить животноводам, в том числе и нашей области, и как испытуемые переносят прививку – расскажет корреспондент «Вести Воронеж».
Одни тянут к тебе язык – так знакомятся, другие – неприветливы. Это не страх прививки. Укол, предотвращающий мастит, не больнее, чем любой другой. Коровы нервничают, едва завидев ветеринара. Получают уже вторую дозу вакцины, первую перенесли хорошо.
В стаде здесь бурёнки трёх пород. Представители голштинской самые молочные, дают до 35 литров в сутки. Но и болезни подвержены больше.
Первый признака мастита, это когда корова, как здесь говорят, «сбрасывает молоко». То есть его количество в сутки сокращается сразу на несколько литров. Здесь это замечают мгновенно, на каждом животном сразу несколько датчиков, которые фиксируют всё, что с ним происходит. У бурёнок даже, своего рода, фитнес-браслеты есть. Если ухудшается аппетит или падают надои, сообщение об этом тут же поступает оператору.
Тогда делают экспресс-тест. Молоко доят в такой планшет и добавляют реагент. Жидкость густеет, как кисель, идёт хлопьями, значит, мастит есть. Тут, как видно, всё хорошо. Такой диагноз – серьёзные убытки для хозяйства. Снижаются жирность и надои молока, но главное, лечат коров антибиотиками, а значит, в переработку его уже нельзя.
– На одной корове мы, грубо говоря, теряем 350-400 литров молока неликвидного, и пять тысяч лечение на один курс. Если она выздоровела с одного курса лечения. Но их может быть два-три. Не всегда восстанавливается её лактация. Если она давала 30-35 литров, то может давать и 28, 25 и 20, – рассказывает главный ветеринарный врач предприятия Иван Малиновский.
Для профилактики мастита тут прежде применяли лишь импортные препараты. Сейчас, говорят, смущает и то, как попадают в страну, и цены. Первая российская вакцина разработана в центре охраны здоровья животных. Создавали её четыре года, исследовав сотни проб молока. В составе препарата восемь штаммов, это так называемая убитая вакцина – бактерии в ней неживые.
– В процессе работы мы постарались сделать наиболее универсальный препарат, который защищает от наиболее циркулирующих возбудителей маститов на территории Российской Федерации. На один из штаммов, входящих в состав вакцины – это стрептококк агалактия – уже получен патент на изобретение, что подтверждает его уникальность, – рассказывает заведующая лабораторией профилактики бактериальных болезней ВНИИЗЖ Валерия Евграфова.
Созданного иммунитета хватает на срок до полугода, дальше нужна ревакцинация. В регионе сейчас 280 хозяйств, где есть коровы. Видя, как идёт апробация, эксперты уверены, новый препарат существенно снизит заболеваемость и сэкономит животноводам деньги.
– В каждом хозяйстве в настоящее время маститом болеют от 5 до 30% поголовья скота. Основная цель стоит в импортозамещении, сделать так, чтобы наше животноводство было защищено и не зависело от импортных вакцин, – говорит заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Воронежской, Белгородской и Липецкой областям Максим Пчелинов.
Свой отзыв о российской вакцине здесь смогут дать через месяц, после исследований молока на соматические клетки – они показатель здоровья. Разработчик сейчас готовит документы, чтобы зарегистрировать первую вакцину от мастита. Заявок на неё, говорят, уже много. Если процедура пройдет хорошо, полномасштабное производство может начаться в ноябре.