< >

Сенатор Сергей Лукин обсудил проблемные вопросы контроля деятельности муниципалитетов

Он выявил ряд острых проблем.

Вести Воронеж 706
Сенатор Сергей Лукин обсудил проблемные вопросы контроля деятельности муниципалитетов

Фото: Фото с сайта Совфеда

Сенатор от Воронежской области Сергей Лукин принял участие в Совместном заседании Совета по МСУ при Совете Федерации и Комиссии по мониторингу законодательства России в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Мероприятие, темой которого стало совершенствование контроля деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, провел 7 ноября первый заместитель председателя Совета Федерации Андрей Турчак.

– Взаимодействие контрольно-надзорных органов и местных органов самоуправления должно быть направлено на устранение проблем, влияющих на качество жизни людей – таким был основной вектор дискуссии, – отметил Сергей Лукин.

Сенатор напомнил, что в апреле на заседании Совета по МСУ при президенте глава государства акцентировал внимание, прежде всего, на необходимости расширения практики профилактических мер. В настоящее время проводится большая работа по совершенствованию механизмов государственного контроля и надзора, в том числе в отношении местного самоуправления. Однако, по словам Сергея Лукина, на сегодняшний день выявился ряд острых проблем, вызывающих обеспокоенность как регионов, так и федеральных властей.

Представители муниципалитетов, выступившие на заседании, были едины в своих оценках: тревожным явлением стало наделение органов местного самоуправления новыми полномочиями, не имеющими при этом реальной финансовой обеспеченности.

В частности, в базовом федеральном законе закреплено 16 полномочий муниципалитетов, за которые они несут ответственность, и контроль их исполнения должен осуществляться в полном объёме. Однако системный анализ федерального законодательства показал, что в более чем 170 отраслевых законах зафиксировано свыше 200 «дополнительных» переданных на муниципальных уровень полномочий, на исполнение которых не заложены бюджетные средства.

– Следствием такой ситуации, как правило, является невозможность выполнить обязательства должным образом и в установленные сроки. Это, в свою очередь, влечет за собой наложение штрафов, которые являются весьма существенными, а порой и непропорционально высокими, – обозначил остроту проблемного момента Сергей Лукин.

Взыскания в отношении муниципальных служащих сегодня могут превышать их должностные оклады, а общая сумма задолженности органов МСУ, согласно выписанным по итогам проверок судебным предписаниям, в ряде случаев превышает доходную часть местных бюджетов – об этом в ходе заседания сообщили представители целого ряда регионов. В свою очередь, невыполнение судебных предписаний предусматривает привлечение к ответственности, вплоть до уголовной. Эту проблему сенаторы предложили обсудить на совместном совещании с руководством Генеральной прокуратуры РФ.

Об актуальности поднятого вопроса красноречиво свидетельствует статистика. По данным Минюста России, к началу 2023 года для исполнения всех судебных решений в отношении муниципалитетов необходимо было выплатить около 227 миллиардов рублей. Для сравнения, в 2019 году эта сумма составляла 144 миллиарда. Также представители регионов в своих выступлениях обратили внимание на большой объём различного рода проверок, которым подвергается работа органов местного самоуправления.

Муниципальным сообществом были позитивно приняты изменения в законодательстве, принятые в ходе реформы контрольно-надзорной деятельности. Произошло снижение нагрузки на бизнес путем введения моратория на проверки и сокращения избыточных требований при их проведении. Одновременно с этим руководители муниципалитетов озвучивали опасения, что теперь все внимание контрольно-надзорных органов сместится на них, - пояснил Сергей Лукин.

Мониторинг, проведенный Счетной палатой, показывает снижение количества проводимых проверок и в отношении органов местного самоуправления. Однако при этом нагрузка на муниципалитеты все ещё высока, и ее необходимо снижать, подчеркнули участники дискуссии.

Напомним, ранее, с учетом предложений органов местного самоуправления, было принято решение заменить плановые проверки в отношении государственных и муниципальных школ и детских садов на обязательные профилактические визиты контролирующих органов, и эта практика показала свою действенность. Была высказана инициатива ввести аналогичный механизм и в отношении других социальных объектов.

Также в ходе заседания прозвучало предложение законодательно закрепить в отношении МСУ весь спектр превентивных и профилактических мер, которые уже действуют в отношении бизнеса.

По мнению Сергея Лукина, необходимо обратить особое внимание на внедрение риск-ориентированного подхода работы контролирующих органов, установление приоритета профилактики и распространение системы досудебного обжалования вынесенных решений.

Кроме того, парламентарий заявил, что оценка результатов работы контрольно-надзорных органов не должна основываться на количестве выявленных нарушений и мер реагирования.

– Правительство РФ подготовило проект Концепции развития контрольно-надзорной деятельности до 2026 года. Ключевая новация документа заключается в том, что он закрепляет ответственность контролирующих органов не только за качество надзора и безопасность, но также за его влияние на экономическое развитие и рост муниципальных образований, – подчеркнул Сергей Лукин, комментируя итоги заседания.

В обсуждении предложений участвовали представители Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, Генеральной прокуратуры, Росреестра, Счетной палаты, региональных и муниципальных органов власти.

Ольга Вороновская

Читайте также