< >

История на продажу. Смогут ли инвесторы вдохнуть жизнь в воронежские объекты ОКН

Власти оказались бессильны спасти 3 исторических здания, дома выставили на торги.

Елена Гончарова Вести Воронеж 1624

Фото: Вести Воронеж

Власти спасти их бессильны, вся надежда на инвесторов. В Воронеже выставили на продажу два исторических здания, и на очереди – ещё одно. Три таких дома ждут покупателя в районах области. Власти рассчитывают, что новые собственники не пожалеют денег и вдохнут в эти обветшавшие здания новую жизнь. Легко ли это будет сделать, выяснила корреспондент «‎Вести Воронеж»‎.

Самое впечатляющее здание из выставленных на торги – дом на Депутатской, 7. Он и самый большой, и архитектурно самый интересный, и вложений требует самых солидных. 

Мэрия выставила на продажу за 1 рубль этот дом на Депутатской и дом купцов Клочковых на Никитинской. Правда, это начальная цена и за рубль такое здание вряд ли купишь. Только для участия в торгах нужно внести больше 60 млн рублей залога. Готовят к продаже и «Дома врача Тобина» на улице Карла Маркса

При этом дом Клочковых мэрия пыталась продать уже трижды – покупателей нет. И это не удивительно. От здания остались стены с провалами вместо окон и кучи строительного мусора внутри. Планы на Депутатскую в мэрии строили уверенно – в конце прошлого года Вадим Кстенин даже заявлял, что инвестор уже нашелся. Но пока реальный интерес к зданию проявляют только вандалы – только за эту осень дом горел шесть раз. Причина проста – множество ограничений.

– Наличие статуса у этого объекта культурного наследия предполагает собой как раз определённое ограничение в части подрядчика, который будет выполнять работу. То есть, должна быть организация с лицензией Министерства культуры разрабатывать сам проект, проводить работу. Кроме того, необходимо учитывать то, что по каждому из этих объектов у нас введён предмет охраны, – рассказал Никита Гарашкин, руководитель управления по охране объектов культурного наследия.

Это значит, что нужно в точности сохранить облик здания, его нельзя сделать выше или ниже, пластиковые окна не вставишь, пенопластовой лепниной фасад не украсишь. Могут быть и сюрпризы – например, под штукатуркой обнаружилась дверь – её тоже нужно сохранить. А это – корректировка проекта и незапланированные траты. Кроме того, правила сохранения облика таких зданий часто идут вразрез с требования противопожарной безопасности. И увязать их дорого.

А вот как использовать историческое здание – ограничений нет. Это может быть хоть ночной клуб – как захочет инвестор. Но проблема в том, что такие проекты экономически неинтересны.

Например, дом №105 на улице Краснозамённой не с первой попытки, но продали. Здесь будет детский центр. Новый владелец говорит, что о бизнесе тут и заикаться не стоит, за те деньги, что уйдут на реставрацию, можно построить новое здание с площадью вчетверо больше. 

– Мне безумно понравилось здание, как оно выглядит. Очень красивый памятник. Особенно для Воронежа. В Воронеже после Великой Отечественной войны сохранилось очень мало зданий исторических. Я называю их «дома с душой», которые будет интересно восстанавливать. В таких каждый кирпичик имеет цвет, запах, вкус и историю, к которой хочется притрагиваться, – рассказал предприниматель Егор Коблик.

Опыт ремонта и современного использования исторических зданий за счёт инвесторов в Воронеже небольшой, но есть. Например, обновлением дома Харина на улице 9 Января архитекторы довольны: его восстановили очень бережно, оно выглядит так, как его и задумывал автор. Сохранил свой облик и дом №3 на улице Платонова – там постарались сохранить даже лестницы и интерьеры.

А есть дома, которым повезло гораздо меньше. Это, например, дом Гревцовых на улице 20-летия ВЛКСМ.

– Маскароны с головками маленькими по фасаду сохранили. Но это, кажется, единственное, что в этом здании сохранили. Там только фасадная стенка фактически осталась, то есть собственник в процессе приспособления фактически разрушил этот объект и увеличил его площадь и этажность. И вот дом в таком виде существует, он как бы сохраняется как объект культурного наследия, хотя облик его не узнаваем, – рассказал Владимир Чесноков, доцент ВГТУ.

А от дома агронома Вагнера на Никитинской восстановление вообще оставило буквально полстены и груду кирпичей. Сохранились чертежи этого дома и его можно восстановить в первоначальном виде. Но снять дом с охраны – это очень сложно и чревато большим скандалом. Так что проще объявлять аукцион за аукционом и верить, что инвестор всё-таки найдётся.

Читайте также