Эффект будет не сразу. Когда умные светофоры помогут избавиться от воронежских пробок
Водители и пассажиры заметят изменения в трафике спустя несколько месяцев.
Фото: Вести Воронеж
Весной больше 200 воронежских светофоров в очередной раз должны поумнеть. Движение на некоторых городских магистралях начнёт регулировать искусственный интеллект. В апреле завершится первая очередь внедрения интеллектуальной транспортной системы. Как скоро почувствуем эффект, почему не справились японские – тоже «умные» – светофоры и отдадут ли всё движение в городе во власть компьютерному разуму, в интервью «Вести Воронеж» рассказал замминистра дорожной деятельности региона Руслан Верзунов.
ИСТ не станет мгновенным спасением для водителей и пассажиров. Эффект внедрения системы воронежцы увидят только через несколько месяцев. Интеллектуальная система поможет точнее прогнозировать движение общественного транспорта, снизит интенсивность движения, уменьшит заторы. Благодаря этому повысится качество экологической обстановки, увеличится безопасность дорожного движения. Тесты системы показали, что средняя скорость дорожного потока уже увеличилась на 116%.
– Но это не сама цель. Человек должен знать, когда приедет автобус, увидеть это на экране приложения. Сотрудник, выходя из дома, не должен бежать на остановку, надеясь успеть на работу, – рассказал Руслан Верзунов.
Обслуживанием системы будет заниматься подрядчик и штатные специалисты, а в управлении ИСТ задействуют исключительно профессионалов – примерно 10 человек. Искусственный интеллект пока будет занимать 5% общей работы системы и обучаться у специалистов. Со временем цифры изменятся, и люди постепенно уступят место роботам.
Внедрение интеллектуальной системы транспорта завершится в апреле, сейчас идёт тест работоспособности. Первые эффекты люди заметят не сразу. Например, в Москве ИСТ внедряли с 2008 года. Дорожная ситуация в столице изменилась, но лишь благодаря тому, что параллельно строили новые дороги и обновляли старые. Вложения в ИСТ оправдают себя. Это видно на опыте других регионов. Внедрять систему будут только в городах с населением более 300 тысяч. Поэтому в область она не пойдёт, только в примыкающие с Воронежем районы – Рамонь, Новая Усмань и другие.
– Надеемся, что у процесса внедрения интеллектуальной системы не будет конца, так как нет предела совершенству. Первая очередь внедрения у нас прошла в 2021-2023 году. В 2025-2026 году нам выделили дополнительное федеральное и областное финансирование. Эти деньги пойдут на контроллеры, датчики, камеры, а также на расширение центра управления, – уточнил Руслан Верзунова.
Разница новых светофоров и японских, которые установили на Московском проспекте несколько лет назад, в работе датчиков и камер. Они используют разные принципы и схемы внедрения искусственного интеллекта. Японские светофоры установили на выделенном участке. Благодаря им Московский проект поехал быстрее, а примыкающие улицы затормозились. Ускорение одного участка не даёт эффекта на весь город. Японские светофоры, говорит Верзунов, просто не смогли понять своим интеллектом воронежских водителей.