Пьянству – бой? К чему приведёт ужесточение требований к воронежским пивным магазинам
Региональные власти возобновят борьбу с наливайками.
Фото: Pxhere
В Воронежской области решили нанести решающий удар по наливайкам в многоквартирных домах. Цели две: оздоровить воронежцев, снизив потребление алкоголя, и дать наконец жильцам многоэтажек спать спокойно, а не под вопли пьяных компаний. Однако под нож попадут не только наливайки, но и магазины пивных сетей. Станут ли от этого воронежцы меньше пить?
Новые нормы могут вступить в силу с 1 марта 2025 года. Чиновники пересчитали все работающие в многоэтажках кафе, бары, рестораны и буфеты – в области таких 80, наливаек – так законодатели называют забегаловки для сомнительной публики – всего 19. Для всех них собираются ввести запрет на торговлю алкоголем с девяти вечера до девяти утра. Авторы законопроекта считают, что это позволит снизить социальную напряжённость в многоэтажках, и предприниматели с ними согласны.
А вот крестовый поход против пивных магазинов вызывает у бизнеса недоумение – жалуются-то воронежцы не на них.
Но сначала немного цифр. В 2023 году, например, Воронежцы выпили 9 млн литров пива и заплатили за него почти 1,5 млрд рублей. Только в Воронеже 394 пивных магазина, всего в области – более 450.
Изменить власти предлагают требование к площади магазинов. В Воронеже она должна быть не меньше 50 кв. м вместе со складом. Сейчас многие магазины арендуют помещения в старых домах, и площадь там небольшая. Через фильтр новых норм не пройдут 209 магазинов из 394.
– Я думаю, что, скорее всего, часть из них, конечно, закроется, и область потеряет налоги, акцизы, рабочие места, предприниматели потеряют бизнес, причём, закроются не только специализированные пивные магазины, закроются просто малые магазины у дома, которые торгуют продуктами питания. Потому что представить себе магазин у дома, который не торгует пивом и при этом может реализовывать колбасу, хлеб, шоколадки, невозможно, потому что это совместная покупка, – считает владелец воронежской пивоварни Дмитрий Тарасевич.
У самих пивных магазинов в общем объёме продаж именно пива – только половина. Остальное – закуски. И, как правило, местных производителей.
– На данный момент магазины пива – это такой сегмент, куда легко может зайти производитель снековой продукции. Потому что если у тебя маленькое производство, в сети, в ритейл зайти нет возможности. Для таких производителей ограничения для пивным магазинов будут критичны, – уверен создатель компании по производству снеков Владислав Лутов.
Впрочем, пивные магазины могут и не закрыться, а наоборот – расшириться. Но и это вовсе не плюс.
– Думаю, что в Воронеже без проблем люди найдут помещения, которые будут превышать 50 кв. м. Но в этом случае у людей появится возможность взять лицензию на продажу алкоголя. И в этом случае вместо маленьких магазинчиков в многоквартирных домах, где реализуется пивная продукция, мы получим ещё и водочный ассортимент, наверное, не та цель, которую преследуют власти, – считает президент Торгово-промышленной палаты Воронежской области Сергей Петровский.
От закрытия пивных магазинов, считают предприниматели, воронежцы пить меньше не станут.
– Купить алкоголь, кто хочет его купить, сейчас можно в любом супермаркете. Супермаркеты у нас находятся в шаговой доступности по несколько штук. Поэтому борьба именно с пивными магазинами, продающими пиво, которое варится в местных пивоварнях, мне кажется, это не очень эффективный шаг, – рассказала исполнительный директор регионального отделения «Опоры России» Татьяна Шкред.
А скандалы под окнами устраивают в основном не покупатели пивных магазинов, а как раз клиенты наливаек, или те, кто покупает спиртное в обычных супермаркетах у дома. Так, что с закрытием пивных точек, считают предприниматели, тише во дворах точно не станет.