< >

«Принцесса цирка». В Воронежском театре оперы и балета поставили оперетту Имре Кальмана

Композитор сочинил её больше 100 лет назад.

Фото: Вести Воронеж

Воронежский театр оперы и балета завершает 63 сезон премьерой – опереттой Имре Кальмана «Принцесса цирка». Композитор сочинил её больше 100 лет назад, но театры регулярно ставят её, и она пользуется неизменным успехом. Свой оригинальный взгляд на классический спектакль получился и у воронежской труппы. Подробнее в сюжете журналиста «Вести Воронеж».

Три премьерных спектакля и все три вечера – в театре аншлаг. Публика в зале наблюдает, как собирается другая публика на цирковое представление. И театральная сцена – вроде и не сцена вовсе. Нет привычных падуг, кулис, а есть большой цирк-шапито. По сцене не порхают балерины на пуантах, а бегает униформа, цирковые клоуны в ярких нарядах. По краю оркестровой ямы дефилирует воздушная гимнастка.

«Принцессу цирка» Кальман сочинил в 1926 году, и она сразу же завоевала мировые подмостки. Каждый театр ставил свою редакцию. Киноверсия с Георгом Отсом, снятая аж в 1958-м, на долгие годы стала эталоном.

Воронежский театр оперы и балета пошёл на творческий эксперимент, предлагая собственную сценическую версию. В знаменитой арии Мистера Икса, например, цветы не роняют лепестки на песок.

– Необычен текст. Наш оригинальный, воронежский, максимально приближен к тексту Кальмана. Первые репетиции мы хотели петь оригинальный текст, который знает вся страна. Поначалу такое сопротивление, сопротивление. И музыка не шла, и текст как-то не укладывался, – рассказал солист Воронежского театра оперы и балета Фёдор Костюков.

Для постановки «Принцессы» пригласили режиссёра Екатерину Миронову и балетмейстера Александра Сомова. Художник по костюмам – Елена Нецветаева-Долгалёва. По задумке режиссера, на сцене цирк превращается в театр, а театр – в жизнь, в которой всегда есть место для цирковых иллюзий. Но в спектакле не всё так просто, хотя жанр очень лёгкий. 

– Это была более драматическая работа, нежели все привыкли думать, что оперетта – это ха-ха-ха и побежали. Нет. Здесь все-таки больше серьёзный пласт социума, взаимоотношений между героями, с обществом. С богатым обществом, с низким сословием. Это всё показано, – отметил заслуженный артист Воронежской области Алексей Тюхин.

Сюжет новой постановки максимально приближён к придуманному когда-то либреттистами Кальмана. По словам актёров, работа шла без особых творческих мучений, с режиссёрской группой царило взаимопонимание. Предыдущий совместный проект команды с театром – балет «Хрустальный дворец» – стал едва ли не самым востребованным у зрителей спектаклем прошлого сезона.

От репетиции к репетиции, от одного премьерного показа к другому «Принцесса» «шлифуется» и становится совершеннее. Так считает режиссёр.

– Я очень довольна. И вокалом довольна, с оркестром прекрасно. Свобода. Наконец, артисты хора начинают подживать такое состояние. Все начинают друг друга чувствовать, начинают действовать на сцене по- другому. Наконец, начинают погружаться в цирк, – рассказала режиссёр-постановщик Екатерина Миронова.

Вместе с труппой театра в спектакле заняты настоящие артисты цирка. На арене выступают дрессированные собачки, голуби, появляется павлин. Декорации придуманы художником-сценографом Алексеем Сомовым.

Словом, 63-й театральный сезон в Воронежском оперном заканчивается ярко, громко, искромётно.

Читайте также