Натюрморты и античность. В воронежском музее имени Крамского открылись две выставки
Параллельно идёт реэкспозиция большого выставочного зала.
Фото: Вести Воронеж
Большой выставочный зал музея имени Крамского с нынешней недели закрыт на реэкспозицию. Здесь будут менять интерьер. Ожидается, что уже этой осенью обновлённый зал встретит своих зрителей. Но основная экспозиция продолжает свою работу. На этой неделе открылись две новых выставки.
Одна из них – «Натюрморт в интерьере». Около 30 живописных и графических работ русских художников, работавших с начала 20 века, до наших дней. «Натюрморт в интерьере». Ни на одной картине изображения человека нет. Но это всё равно своеобразный портрет. Портрет человека, который жил в этом пространстве, находился рядом с этими предметами. Зачастую то пространство, в котором человек живёт, может раскрыть его индивидуальность даже больше, чем живое общение с человеком. Поэтому натюрморт в интерьере – жанр достаточно интересный и многослойный.
– Здесь нет движения ветра, цветущих растений, воды, света яркого, ещё чего-то. Но на самом деле эта статика обманчива. Движение есть в каких-то деталях. В распахнутом окне, слегка приоткрытой двери шкафа, в маленьком цветочке, лежащем на столе. В сдвинутом предмете, который, кажется, немножко хаотично расположенным, но на самом деле это такая уникальная гармония, гармония статики, – рассказала заведующая выставочным отделом Воронежского музея имени Крамского Оксана Лепнева.
Обстановка и предметы, запечатлённые на картине, оставляют ощущение, что человек, живущий здесь, вышел лишь на минуточку. Пространство, созданное им, всегда индивидуально и неповторимо. Чаще всего к жанру натюрморта в интерьере обращались графики, потому что он даёт максимальную возможность изобразить линию, ритмику, выверить определённый ракурс и создать путем геометрических построений сюжет и смысл.
Вторая выставка, представленная на третьем этаже музея – очередная из серии «Открывая фонды», – «Античность в графике западноевропейских художников». Обращение к античности было популярно в западноевропейской живописи начиная с эпохи Возрождения. В 17, 18, 19 веках, будь то барочная стилистика, стилистика рококо, или академизм, обращение к античности было непременным. Сотрудники музея имени Крамского выбрали этот цикл по причине того, что в скором времени откроется зал античного искусства, над которым уже больше года идёт очень серьезная и кропотливая работа.
– Это глубокая научная работа нашего музея совместно с сотрудниками Пушкинского музея и параллельная подготовка текстов, правильная компоновка предметов. Безусловно, это и выверение тех пробелов, которые были раньше в описании предметов, уточнение датировок и повсеместно задел на будущее работы над научным каталогом, – говорит хранитель музейных предметов Юрий Малик.
На выставке представлены гравюры, офорты, графика и один рисунок, который так или иначе отсылает нас к античности. Все произведения из фондов музея – извечные представления художников о красоте и гармонии.