В воронежском дворце Ольденбургских открылась выставка «Русская жесть»
Композицию можно посмотреть до 22 сентября.
Фото: Вести Воронеж
Это настоящая «Русская жесть», и столько сразу вы точно ещё не видели. Провокационное название не просто двигатель туризма. Во дворце Ольденбургских на самом деле собрали жесть – жестяную упаковку 19-20 веков. И эта вам не то, что мы сейчас выбрасываем. Такое – уже отдельный вид искусства.
Экспонаты по большей части из Петербурга, из двух частных коллекций. Под стеклом тут свыше сотни упаковок – от бульонных кубиков, зубного порошка, мыла, ваксы, табачных изделий, чая и, конечно, сладостей.
Авторы упаковки шоколадных конфет питерской фабрики Васильева сразу дали ей вторую жизнь, написав на боку название крупы – «рис». Есть на выставке, конечно, и коробки от рамонских сладостей. На заводе, кстати, тогда были свои золотильный пресс, машина для фотопечати и техника, собиравшая картонную тару. Лучше любой рекламы в то время работала надпись – «Рамонской паровой фабрике конфет и шоколада Императорского Высочества принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской». Некоторые коробки украшал ещё и «наивысший знак качества».
– Двуглавый орёл на упаковке – это поставщик двора Его Императорского Величества. И вот это единственное звание, которое в отличие от всех медалей, полученных на любых выставках, оно не оставалось у производства после смены владельца. Рамонский шоколад, например, покупала когда-то Бельгия. Рамонская карамель через нижегородскую ярмарку уходила в Персию, – рассказала заведующая отделом по научно-экспозиционной деятельности Дворцового комплекса Ольденбургских Людмила Царёва.
Огромная часть сладостей уходила на экспорт. В том числе, поэтому такой рамонской жести сохранилось немного. Этикетки для наших конфет рисовали именитые художники – такие, как Бенуа, Васнецов, Билибин.
К слову, рамонские шоколад, марципан, зефир стоили баснословных денег. Даже рабочие завода, чьи зарплаты были на зависть, могли позволить себе только пряники и граммов 200 карамели. Оценить, как сохранилась русская жесть, в которой всё это продавали, на выставке можно до 22 сентября.
– Есть упаковка от 1840 года, да, собственно говоря, здесь у нас представлен чуть ли не конец 20 века. И тем самым мы показали, как она (жесть – прим. ред.) изменялась. И хочу обратить внимание, что дореволюционная упаковка уникальна – именно тогда только в России делали именно такое вот покрытие, оно какое-то сложно, что за рубежом это повторить не могли, – поделилась директор Международного историко-культурного благотворительного проекта «Балы. Четыре сезона» Марина Король.
В середине июля в воронежском музее открылась выставка о Донбассе. Вход свободный.