Сон на пчёлах и нубийские козы. Как выглядит воронежский агротуризм
Такое направление поддерживают и региональные власти.
Фото: Вести Воронеж
Отпуск не отгуляли. На море или дачу не хотите. Тогда, может быть, попробовать сон на пчёлах или поехать на подворье, где возвращают в детство? В стране в этом году почти вполовину вырос спрос на агротуризм. Чаще путешественники выбирают поездки с дегустациями или на фермы, где можно посмотреть животных. У нас такое в ассортименте, регион-то аграрный. Корреспондент «Вести Воронеж» о том, какой он, воронежский агротуризм, и ради чего стоит ехать в деревню.
Вот они, неправильные пчелы. Не жужжат, а колыбельные поют. Работают не с туристами, а под ними – буквально. Вокруг всё дышит умиротворением, убаюкивает шелест сосен. Зевать тут не надо стесняться. Фишка турбазы-пасеки – «сон на пчелах».
– Вот этот холстик мы поднимаем, затем кладём защитную сеточку, чтобы пчёлки вас не покусали. Вы что в это время чувствуете? Вы чувствуете, как в самолете летите – такой гул. И вот этот весь запах – перги, пыльцы, меда, цветов, всё поднимается вверх, и человек сразу мгновенно засыпает, – рассказывают специалисты.
На завтрак точно будет мёд – здесь покажут, как его качают. И как пчёлы строили бы соты где-нибудь в дупле. Это так называемый улей аббата Варрэ. Сто лет назад во Франции он предложил делать домик насекомых без привычных рамок внутри. Мёда, уверяют знатоки, из такого достанешь больше. Отличать натуральный от не пчелиного или пыльцу от перги тут учат тоже.
Туристам жизнь полосатых интересна. Пчеловод Евгений Котляров говорит, что начинали с 1000 гостей за сезон. Теперь сюда на мёд заезжают гораздо чаще – по дороге на юг, трасса «Дон» рядом. Строить домики ещё фермер пока не планирует. Признаётся – помощь властей нужна, чтобы отсыпать до турбазы дорогу. Хочет подавать заявку на грант.
– Туризм у нас, знаете, на чём основан? Основан на любви к пчёлам. Процентов десять, я вот чувствую, по глазам вижу, хотят завести пчёл. Просто не знают, с чего начать. Ну, мы им помогаем. Несколько у нас человек заводили, покупали, – рассказывает Евгений Котляров.
А их заведут лишь поистине влюблённые в деревню. Село с говорящим названием Раздолье. И здесь оно у полусотни нубийских коз. Вниманием избалованы, и это только добавляет впечатлений – шнурки и полы платьев берегите! Знакомясь, могут пожевать. Посмотришь на этот козий досуг, позавидуешь.
Можно подумать, что это аттракцион для туристов, но нет. Он для местных обитателей. И козы очень любят качаться на качелях. Вечерами, говорят, здесь даже свободного места не найти. Это развлечение в удовольствие и в радость всем окружающим. Но у качелей есть и абсолютно практическое применение. Если яркое солнце, козы прячутся под ними – там тень.
Всё это началось из-за еды. За натуральной семья Елены Шустовой как раз и переехала из города в деревню. Фермерские продукты сейчас делают и для других. Только сыра – 35 сортов. Дегустации тут часть экскурсий. А вот как зреют головы – можно подсмотреть. В детство в деревне тут возвращают семейные реликвии – прялка и бабушкины вышивки, ещё коты – их много. Чтобы тут можно было задержаться подольше, Елена хочет строить пару гостевых домов. За душевностью и воспоминаниями сюда, говорит, туристы возвращаются всё чаще.
– Мы уже потеряли деревню. И людям, конечно, не хватает. Какой бы гламур, какая бы жизнь активная не была у человека, они всегда придут к своим корням. Нужно это место сделать местом отдыха, местом силы для людей, для молодёжи, для детей. Чтобы, знаете, хоть со временем не забыли, как выглядит коза, – рассказывает Елена Шустова.
Агротуризмом в стране пока занят лишь каждый 50 фермер. Но их наверняка станет больше. Размещать туристов в домах на сельхозземлях теперь можно. Это способ развивать гостеприимство на селе. Кстати, власти региона такие проекты поддерживали и прежде. Грантополучатели уже есть.
Туристам дальше будет сложно – выбор того, что посмотреть, растёт. Всех покачавших коз и отоспавшихся на пчелах, ждут осётры, улитки, голубые раки, спаржа или амарант. Объехать всё тут, отпуска не хватит точно.