«Рабочий и Колхозница» по-воронежски. Скульптуры на здании вокзала начали чистить
С 14 фигур снимут слой краски.
Фото: Вести Воронеж
Они провожают всех, кто уезжает с вокзала Воронеж-1, и встречают каждый поезд. У кого-то есть с ними фото, а кто-то даже не замечает эту толпу. А нужно лишь посмотреть вверх. На здании вокзала столько статуй, сколько точно больше ни на одной постройке в городе – 14 скульптур. Покидали они крышу лишь раз – для реконструкции. Сейчас идёт ремонт вокзального комплекса, затронул он и скульптуры.
Это почти что «омолаживающие процедуры». Бьюти-салон для скульптур открыт прямо на крыше – снимать фигуры не стали. И завидуем молча – с их лиц следы десятилетий исчезают быстро. В ход, правда, идут губки для посуды и щётки – чаще металлические. Самое яркое пятно тут герб. Но он лишь оттеняет естественную красоту. Этих жителей крыши хотели было красить, но передумали.
– Мы изучили историю этих фигур, поняли, что лучше придать им натуральный вид и фактически очистили их от краски. И помыли. Это фишка Воронежа, это единственный вокзал близлежащий, на котором установлены такие фигуры. Поэтому раньше мы с такими не сталкивались, – рассказывает руководитель проекта Михаил Хрипченко.
На крыше вокзала буквально толпа – фигур тут аж 14. Автор тот же, что и у памятника Черняховскому – скульптор Василий Буримов. Здесь этакий парад людей дела. Всё в духе эпохи – есть солдат, летчик, учитель, и, конечно, рабочий класс впереди.
Центр композиции – «Рабочий и Колхозница» по-воронежски. Но в отличие от известной скульптуры, здесь они разделены гербом региона. И одновременно то ли провожают уезжающих, то ли приветствуют гостей Воронежа. Ну и как тут не воспользоваться шансом помериться ростом. Говорят, фигуры примерно в полтора раза больше человека. Кстати, подозреваем, что именно такой рабочий здесь стоит не случайно. Он чем-то похож на железнодорожника, который трудится на путях. Только вот яркой жилетки ему не хватает.
Стиль сталинский ампир читается явно. В этом году зданию 70 лет. А вот всего десятилетие спустя после открытия вокзала фигуры были светлыми. По рассказам, сделаны из гипса, и влагу впитывали так, что стали искажаться. Откладывать ремонт было нельзя. И в 1996 году скульпторы Иван Дикунов и Эльза Пак обтянули статуи листами меди. После фигуры, говорят, почти и не трогали. Лишь дважды в год проверяли, насколько твёрдо стоят на ногах.
– Немного усложняет нам задачу чистки кровли, но тем не менее такая красота добавляет антураж нашему вокзалу, нашему городу. В тестовом режиме мы уже запустили подсветку архитектурную вокзала в тёплых тонах. Была на галогенных лампах. Сейчас это всё будут освещать светодиоды. Гораздо ярче и гораздо экономичнее, – рассказал директор вокзала Николай Ушаков.
Прошедшие 28 лет скульптуры будто уже скинули. Вокзал обновлённым увидим ближе к середине сентября. У входа в здание заменят ступени и тротуарную плитку. Новую уложат и на первой платформе. И обещают – встречать и провожать Воронеж будет всё так же тепло. Эти «ворота города» покрасят в приветливый солнечно-жёлтый.