Мечты о вине. В воронежском винограднике собрали третий урожай
Но лицензию на производство напитков пока не получили.
Фото: Вести Воронеж
На первом и пока единственном промышленном винограднике региона – в селе Лозовом Верхнемамонского района – собрали урожай. Причем уже третий по счёту. В этом году шли на рекорд – рассчитывали на 10 тонн ягод. Но в планы вмешались майские заморозки. Поэтому главной задачей стало возрождение плантаций, чтобы, запустить винодельню, которую открыли в конце прошлого года. Сколько удалось собрать верхнемамонским виноградарям, как работают местные виноделы и что готовят для туристов, расскажет корреспондент «Вести Воронеж».
В шесть рук буквально наперегонки виноделы закидывают в грозный и шумный гребнеотделитель свежесобранные грозди. Работать нужно быстро – в помещении прохладно, но допустить, чтобы виноград залежался, и проснулись бактерии нельзя. Машина бережно отделяет ягоду от гребня, при этом сохраняет косточку – она должна остаться целой. Это важно для вкуса будущего вина.
При производстве вин в Грузии даже стебли тоже идут в ход и дают напитку узнаваемую терпкость. В Воронежской области от таких экспериментов пока отказались. Пирамида из корзин с урожаем хоть и выглядит внушительно – винограда в этом году крайне мало, около трёх тонн. Так что подготовленные ёмкости точно пригодятся не все. В основном, в ход идут ягоды Денисовского сорта – майские морозы перенесли лучше всех. Эта виноградная «каша» и есть будущее вино. На то, чтобы она превратилась в напиток, понадобится ещё немало времени.
Несмотря на все трудности, предприятие растёт. Возводят хранилище для тары, и готовятся обустраивать новый цех – уже для белых и игристых вин. Под него, как и в случае с первой винодельней, переделывают старое овощехранилище. Для производства белых вин нужны более низкие температуры, поэтому здесь будет установлена холодильная установка и кондиционер.
На виноградниках работа ещё кипит. В этом году к сбору урожая приступили в начале сентября, но опоздали. Ягода набрала чуть больше сахара, чем нужно. Измеряют его тут специальным прибором – рефрактометром. Дополнительный сахар вкус напитка не испортит, вино просто получится чуть крепче. На плантациях ряды поредели, но главная гордость сейчас тут то, что после заморозков растения вообще удалось вернуть к жизни. Над этим виноградари усердно трудились всё лето.
– У меня был шок, если честно. Я думала всё. Я потеряла всё, я потеряла работу, я потеряла виноградник. А потом, когда начали по чуть-чуть его подкармливать и немножко поливать, тут дождичек прошёл, температура стала повышаться – и он воспрял! Я просто поражаюсь его силе, выносливости, – рассказывает виноградарь Елена Баркалова.
Теперь укрывать виноград на зиму тут попробуют по-новому – землёй. Так, возможно, получится теплее, а ещё не придётся тратиться на материал. Весной проходит машина, которая представляет из себя мощный вентилятор с диском: рыхлит почву и сдувает потоком воздуха. Как только сдули, шпалеру так же поднимают на этот же уровень и дальше уже формируют на следующую проволоку.
Получить лицензию на производство вина тут должны до конца года. Но зарабатывать на нём пока не планируют — объёмы не те. Зато своеобразным брендом региона уже стали и без напитков.
– У нас даже ещё ничего про агротуризм не было заявлено, но уже народ интересуется, уже звонки, уже приезжают сюда на плантацию. Здесь будет хорошо развиваться агротуризм выходного дня. Это суббота, воскресенье, когда горожане не знают, куда им себя деть. Они будут приезжать к нам на виноградник. Уставший турист должен заехать отдохнуть, поспать, естественно, попробовать наши вина. Если он, конечно, не за рулём, – рассказывает директор сельхозпредприятия Сергей Агибалов.
Где отдохнуть и попробовать придумали. Гостевые домики и павильон для дегустации построят с видом на плантации – уже проводят электричество. А чтобы турист с бокалом верхнемамонского вдруг не заскучал, обещают развлекательную программу. В планах открыть школу виноградарства и проводить экскурсии по всему району.