< >

В воронежском доме-музее Ивана Никитина устроили праздник

Прошлое организаторы постарались воссоздать максимально точно.

Фото: Вести Воронеж

Провести субботу в 19 веке решили воронежцы, которые отправились «В гости к Саввичу!». Праздник на постоялом дворе прошёл в доме-музее Ивана Никитина.

Наверное, впервые тут прошлое повторилось максимально точно. Как и лет 170 назад, здесь работала кузница. Ковать, правда, новичкам не давали – всё-таки техника безопасности, к тому же сходу этому не научить. А вот прясть – пожалуйста! Азы, говорят, можно освоить за считанные минуты.

Нина Долгомирова рассказывает, прялку купила на блошином рынке. И судя по размеру крючков, её использовали для создания тонких нитей для пуховых платков. Всё начинается с подготовки шерсти – её тщательно расчесывают. Дальше процесс выглядит несложно, и он точно для терпеливых. Чтобы спрясть клубок весом граммов 200, у мастерицы уходит не один день. И такого мотка потом хватит, например, на две пары варежек. Обычно, говорит, дело это медитативное. Но сейчас размеренные звуки прялки заглушают гости постоялого двора и русская песня. Ансамбль «Воронежские девчата», кажется, выступает нон-стоп. Перерывы между номерами такие, что заслушаться можно.

Кузнецу тут воссоздали, говорят, максимально точно – правда, она, скорее, конца 19 века. Это полевой вариант, что-то подобное возили в обозе. Тем не менее, сталь здесь, уверяют, удается раскалить до 1300 градусов. Мастер Олег Белов на публику трудится над амбарной петлей. А вот на постоялом дворе, конечно, основная работа кузнеца – подковать лошадей. Тогда делали это чаще не по правилам, а по наитию, рассказывают эксперты. Поэтому нередко кони потом хромали. Подковы, как правило, ковали впрок, а после лишь подгоняли под копыта.   

– По поверьям – приходили к крестьянам, если в хозяйстве пала лошадь, просили копыто отрубить и отдать. В определённой местности, как правило, порода лошадей одна и та же. Примерно по ней вот изготовить одну подкову и уже погнал.  Из полосы хороший кузнец должен был изготовить подкову в три нагрева. То есть, если он работал с молотобойцами, минут за 15-16, - рассказал руководитель клуба военно-исторической реконструкции «Летопись» Олег Белов.

Дом-музей Ивана Никитина открыли после реконструкции в начале октября. Главной задачей музейщиков было преобразить мемориальное пространство, сделать его более тёплым, «никитинским» и наполнить звучанием поэтическим строк.

Читайте также