«Раз – вот и лошадь». В Воронеже открылась выставка к 100-летию художника Зиновия Попова
Посмотреть экспозицию можно до февраля.
Фото: Вести Воронеж
Собрали более 200 живописных и графических полотен из 23 музеев, библиотек и частных коллекций. В музее имени Крамского открылась большая выставка «Без полутонов». Она посвящена 100- летию художника Зиновия Попова.
Называется выставка «Без полутонов», но на стенах работы, которые написаны полутонами. Краски не режут глаз, а наоборот, успокаивают. Всё мягкое, лёгкое, нежное, что бы на холсте не изображалось – свеже распустившаяся верба, прозрачная берёзовая рощица или чернозём, только что распаханный трактором. Ещё у всех картин есть свой особенный аромат – тут весной пахнет, молодыми листиками, а там – морозцем и дымком.
Все времена года у Зиновия Попова по-своему очаровательны. Наверное, ему – крестьянскому сыну из многодетной семьи – всё это было хорошо знакомо и дорого. Талантливый мальчишка-самородок наблюдал и впитывал всё с малолетства.
– Его творчество повлияло на мой взгляд на жизнь, на моё увлечение. В детстве к отцу приставал: «Папа, научи лошадь рисовать». На что получал ответ: «Ну, это же очень просто. Раз, раз – вот и лошадь». А у меня так не получалось, – рассказал сын художника Зиновия Попова Виктор Попов.
Подготовка к этой масштабной выставке началась больше года назад. Для начала издали красочные календари с 12 работами Зиновия Попова из фондов музея имени Крамского. И с поиска произведений художника в частных коллекциях.
Работа велась совместно с благотворительным фондом «Художники Воронежа». Всего за творческую жизнь у Попова было три выставки. Две первые прошли в 1974 и 1994 годах в залах Воронежского областного художественного музея, третья – в 1985 году в Доме-музее Герасимова в Мичуринске. Нынешняя будет по счёту четвертой.
– Сложность заключалась в том, что последняя выставка была 30 лет назад, это был 1994 год, и она не отражена нигде, ни в буклетах, ни в каталогах. Понять, какой материал там был представлен, мы не могли. Сложность ещё была в том, что материалы, которые мы доставали – это всё частные собрания. Поэтому то, что здесь представлено - это уникально. Работы все яркие, декоративные, насыщенные, ни от одной работы мы не отказались, – рассказала куратор выставки Валерия Меремьянина.
Ранние произведения 50-х, написанные в лёгкой живописной манере, отличаются прозрачным свежим колоритом и узнаваемой лирической интонацией.
С середины 1960 годов мастер продолжает творческие поиски и обретает собственный стиль после поездки в Дом творчества «Академическая дача» в Тверской области, где испытывает влияние основателей владимирской школы живописи.
Художник также разрабатывает собственные, ни на кого не похожие приёмы фактурного письма. Наряду с известными большими картинами из музеев на выставке представлены этюды, эскизы, наброски, позволяющие проследить процесс работы художника над большими произведениями.
Выставка включает предметы и архивные материалы, которые отражают основные темы и периоды творчества Зиновия Попова.
– Коллектив музея совместно с благотворительным фондом «Художники Воронежа» в таком тандеме искали работы. В итоге в экспозицию вошли работы из 23 музеев, библиотек и частных коллекций, это действительно беспрецедентное количество – более 200 работ, – поделилась директор Воронежского художественного музея имени Крамского Юлия Зайченко.
– Работа была серьёзная, началась она в августе 2023 года. Работа невидимая, видим только то, что видим на выставке, а за этим колоссальный труд. Самый тяжёлый момент – выпуск, подготовка к печати каталога-альбома. Обычно это редкий случай. В принципе, музеи к выставкам не делают ничего подобного, – уточнил президент благотворительного фонда «Художники Воронежа» Александр Бубнов.
Большой яркий альбом-каталог вышел из печати накануне открытия выставки. В своём роде – это уникальное издание. В него вошли документальные фотографии и все работы, представленные на двух этажах зала музея Крамского.
Выделена также интерактивная зона, где посетители смогут через лупу детально рассмотреть живописную текстуру этюдов, послушать фрагмент беседы Зиновия Ефимовича со своей матерью. Разработана образовательная программа, в которую войдут мастер-классы, лекции, детские занятия и тематические экскурсии.
Выставка «Без полутонов» продлится до 2 февраля.