Фантасмагория с гномами и бедуинами. В Воронеже состоялась премьера балета «Пер Гюнт»
Последний раз его ставили 60 лет назад.
Фото: Вести Воронеж
В Воронежском театре оперы и балета – премьера – балет «Пер Гюнт» на музыку Эдварда Грига. Сказка – фантасмагория с гномами, горными королями, бедуинами и преданной любовью. На воронежской сцене балет уже был – почти 60 лет назад. Какой постановку воронежцы увидят сейчас?
Справедливости ради надо сказать, что Эдвард Григ никогда не писал такого балета. Музыка была сочинена им к драме Ибсена «Пер Гюнт», драматическому спектаклю. С течением времени эти два произведения стали жить совершенно отдельно. И в какой-то момент музыка Грига стала более популярна, чем драма Ибсена.
«Песня Сольвейг», «Шествие гномов», «В пещере Горного короля» – музыкальные произведения достаточно популярные. В Воронежском театре оперы и балета почти 60 лет назад «Пера Гюнта» уже ставили, и он успешно шел несколько сезонов. Через 30 лет, в 90-х, вновь возникла идея балет поставить.
– Балетмейстер Игнатьев совместно с художником Кочиашвили задумали творческую историю, которая должна была состояться в этом театре. Были написаны эскизы, была проработана сценография, и на этом по ряду причин всё остановилось. А в балетном кругу, который в этот момент работал в этой труппе, была мечта станцевать Сольвейг, станцевать Пера Гюнта, потому что постановочная группа так интересно рассказывала, что всё для себя придумали, что это спектакль, который нельзя не станцевать, без которого невозможно дальше жить, – рассказал художественный руководитель Воронежского театра оперы и балета, заслуженный артист Воронежской области Александр Литягин.
Ждать пришлось ещё почти 30 лет, когда худрук театра Александр Литягин представил собственное оригинальное прочтение «Пер Гюнта», взяв оригинальные наработки Олега Игнатьева, руководителя Петербургской балетной труппы «Палитра». Декорации к спектаклю делал Валерий Кочиашвили, сбылась его мечта тридцатилетней давности. Был приглашён также главный дирижёр Московского театра Станиславского и Немировича – Данченко Феликс Коробов, который работал над партитурой.
– Сюита «Пер Гюнт», она очень небольшая, около 25 минут музыки. Для баланса одного балета это мало, поэтому мы использовали музыку Грига из других циклов, из других произведений. Была даже сделана специально аранжировка для оркестра одной из фортепианных пьес. Абсолютно чисто воронежский вариант, такого не было нигде, – говорит главный дирижёр МАМТа им. Станиславского и Немировича-Данченко, народный артист России Феликс Коробов.
Театр приготовил балет-фантасмагорию. Насыщенный большим количеством событий и героев, сюжет сконцентрировали на линии скитаний главного героя. Он погружается в пещеру Горного короля, странствует с бедуинами по зыбучим раскалённым пескам, в блаженном забытьи живет на острове Сирен и даже попадает на бал Сатаны. Но неприкаянный странник, пройдя все искушения, испытания и соблазны, возвращается в родные места старцем, которого всё ещё ждёт вечно преданная и любящая Сольвейг.