Опасность иллюзий. В воронежском театре прошла премьера спектакля «Три сестры»
Зрители по-разному приняли новое прочтение Чехова.
Фото: Вести Воронеж
В Воронежском академическом театре драмы имени Кольцова – премьера. Там поставили «Три сестры» Чехова – одну из самых известных его пьес. На фоне обычных декораций – новое прочтение классического произведения об опасности иллюзий и отложенной на потом жизни.
Декорации спектакля просты до примитивности – вокзальный зал ожидания. Как часто бывает у Чехова, люди внешне спокойны, на что-то надеются, пьют чай и – никакой прямой интриги. Никто не дерётся, нет страстных поцелуев. Поэтому только в воздухе витает атмосфера и понимание уровня проблем, о которых говорят персонажи писателя. А это всегда связано с чеховской любимой фразой о том, что люди сидят за столом и говорят о пиджаках, а в это время рушатся миры.
В основе театра Чехова лежит неизменная история о смертельности иллюзии, зависимости от неё, и, как следствие этого – жизнь, отложенная на потом, и люди, которым всего не хватает. Все вызовы эти люди воспринимают как боль – с детской беспомощностью и взрослой усталостью.
– Чем отличается мечта от иллюзий? Нужно ли мечтать вообще или быть трезвым практичным человеком? И это история про отложенную жизнь. Мы очень много откладываем на потом – которого не будет. Так получается. Эта проблема актуальна для всех абсолютно. Мы не используем то, что даёт нам жизнь сейчас. Либо мы убеждаем себя, что настоящая жизнь будет не завтра, не сегодня. Она будет, она скоро придёт. И она не приходит. Это драма, это утрата смысла жизни, – рассказал заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Воронежского академического театра драмы имени Кольцова Владимир Петров.
Чехов был актуален всегда. То, о чём он рассказывает, происходило, происходит и будет происходить. Тем сложнее актёрская задача, которую режиссёр ставил перед актерами. Три месяца напряжённой работы, три месяца проникновения в образы, сложные, неоднозначные. Три месяца шлифовки характеров. Немирович-Данченко считал, что любую пьесу Чехова каждый раз надо ставить заново. Не выдумывать специально какие-то средства и приёмы, а подойти к ней со всем пониманием. Но с сегодняшними глазами и чувствами.
– Роль очень сложная для меня, потому что я сама человек совсем другой. Но во мне есть немножко Маши, и это был мой шанс, когда я могла эту дверь в своей душе открыть, дать ей выйти на полную катушку. С большим удовольствием погружаешься в этот материал, «закапываешься» и там дна нет, нет конца этому разбору. Репетиция заканчивалась и продолжалась потом в гримёрках. Потому что мы спорили друг с другом, сталкивались остро в каких-то вопросах, трактовке так или иначе персонажей, ситуаций, действий и мы не успокаивались, – поделилась актриса Воронежского академического театра Анастасия Климушкина.
Прошли премьерные спектакли. Зрители по-разному приняли новое прочтение Чехова. Но, по театральному закону, должно пройти ещё какое-то время, актеры должны ещё плотнее войти в образы. Постановщик спектакля Владимир Петров считает, что когда те самые миры в душах артистов, исполняющих роли в спектаклях Чехова, начинают рушиться, тогда только и начинается настоящая драма, появляется то, что может заинтересовать зрителя.