< >

Первый выход в свет. Фреска из музея в Воронеже стала главным экспонатом выставки в Москве

В Пушкинском музее открылась экспозиция «Возвращение воина».

Фото: Вести Воронеж

Воин вернулся, и он из Воронежа. В Москве, в легендарном Пушкинском музее открылась выставка «Возвращение воина». Главный экспонат – итальянская фреска из собрания воронежского музея имени Крамского. Её показали после полутора лет реставрации. Фреска – редчайший образец древнегреческой живописи. В российских собраниях аналогов нет. 

Всадник, возвращающийся домой с победой – на плече копьё, а на нём трофей – обагренная кровью туника врага. Таков сюжет росписи на оштукатуренной плите из вулканического туфа. Эта фреска была частью гробницы в античной Италии, судя по изображению, захоронен в ней мог быть воин-герой. Аналогов экспонату в России нет, в мире таких всего четыре.

– Сохранность этого фрагмента небольшого удивительная, действительно сохранилась живопись античная, которую мы практически не знаем, почти в первозданном виде. Конечно, есть утраты, есть повреждения, поверхность пострадала. Но если учесть, что памятник был создан во второй половине четвёртого века до нашей эры, 2,5 тысячи лет – сохранность его просто фантастическая, – рассказала заместитель заведующего отделом искусства и археологии Античного мира музея имени Пушкина Ольга Тугушева.

Для фрески это первый выход в свет. Больше ста лет она хранилась в фондах воронежского музея имени Крамского. Сюрпризом для реставраторов стал ещё один экспонат в комплекте – внутри рамы, в которой была плита, нашли газету – «Комсомольскую правду» 1940 года, её передали в музей. На реставрацию фрески ушло полтора года, работа была непростой. 

– Ситуация  осложнена тем, что она находилась почти две тысячи лет под землёй, грунтовые воды принесли соли на поверхность и они зафиксировались на века. Получается вся грязь, оказалась зафиксирована этими солями, – рассказал реставратор высшей категории научно-реставрационного центра имени Грабаря  Александр Горматюк.

Как восстановить фреску советовались с итальянскими коллегами, но к их советам в итоге не прислушались. Их методы – очищать экспонат бормашиной и химией – показались нашим реставраторам слишком радикальными. Тогда они сделали специальный раствор, который размягчил соли, а дальше – работа хирургическая, изображение очищали вручную, сверхтонкими инструментами.

Ещё один квест – собрать фреску воедино. Напоминало это, говорят реставраторы, стыковку космических кораблей. Сейчас со стороны даже не заметно, что плита была расколота надвое – фрагменты соединили специальным клеем. Кто и когда разломал фреску – неизвестно, вполне возможно –  разбилась при транспортировке. А путешествовала она за свою жизнь немало – нашли фрагмент росписи 150 лет назад в античной Капуе, затем он побывал в частных коллекциях, а после попал в Эстонию, в Дерптский университет.

– Фреска попала в Воронеж во время эвакуации императорского университета из города Дерпт, который впоследствии был переименован в Юрьев, сейчас это город Тарту, в 1918 году. После этого, в течение более, чем ста лет фреска не экспонировалась. Да В России она никогда не была представлена широкой общественности, – рассказала директор Воронежского художественного музея имени Крамского Юлия Зайченко.

Сотрудничество с Пушкинским музеем и реставрационным центром Грабаря воронежцы продолжат. В рамках исследования античной коллекции на реставрацию уже передали ещё три экспоната из собрания музея Крамского. 

– Следующее – одна из античных ваз, на данный момент она находится в разбитом состоянии, так как это состояние, к огромному сожалению, порядка уже ста лет. Но, как говорят специалисты, все фрагменты вазы полностью сохранены и мы получим в скором времени новый такой уникальный предмет, – рассказала министр культуры Воронежской области Мария Мазур.

Здесь, в Пушкинском музее, выставка будет работать до 30 марта, после фреска уедет домой, в Воронеж. Но увидеть её в музее Крамского можно будет только осенью – презентацией фрески откроют новый музейный сезон. Позже она переедет в зал искусства античности.

Читайте также